Письма (выпуски 1-8)

Об одном надо позаботиться, чтоб все это меньше осуечало. Уж тут и ума не приложу. Но полагаю, что возможно, при всех хлопотах, держать душу не суетящеюся. Ибо и великие святые строились и хлопотали же? Афанасий Афонский и умер на строении. Стало можно совмещать с внутреннею жизнью хлопоты строительные. Как? Извольте ухитряться сами.

Мне думается, надо себя так наладить, что б не суетясь делать возможное. и делая одно, не забегать вперед и не нахватывать в голову десятки других дел. Когда дело определено, то уже от него можно отвести внимание и держать его где должно, пока дело в ходу и идет к концу. Когда кончится и надо другое начинать, тогда его обдумывать, и обдумавши и пустивши в ход, опять отвлекать от него внимание и держать его у себя дома. И так далее. Началась утреня. Ну и пусть душа в утрени будет, не пускайте ее за церковь. После утрени надо обед заказать! Заказан, и конец. Так и все.

Осуечение составляют не дела, а образ совершения их. Когда одно дело делается, а сотни толпятся в голове. Надо те все прогнать, а одно делать, и при том руками делать, а умом быть в своем месте.

Всяко сему учиться надо и, кажется, можно научиться.

Касательно того, что обращаются за советами, что же тут? Сказывайте что знаете, а что не знаете, говорите - не знаю. Что спрашивают беды нет. А мечтать о себе из-за этого дурно. Вот это гнать надо. Да надо разбирать, что язык говорит и что прячется в сердце за языком.

Умудри вас Господи! Молите Бога о мне грешном.

Ваш богомолец Епископ Феофан. 10 декабря 1874 г.

14. Не надо падать духом. Ответы на вопросы о видении жен, о праве иеромонахов исповедывать и двоеженцам принимать священство и о поступлении в монастырь г. N.Милость Божия буди с вами!Немощи свои видеть, жалеть об них и к Богу, по причине их, прибегать, - се есть начало доброго пути. Когда это есть, поддерживайте сии расположения, - повсюдные опасения за себя, боязнь падений и остерегательность. Беда, когда душа придет в дерзость: "ничего не боюсь". это начало падения и всякой пагубы. Но при этом добром расположении, надо предохранять себя от излишества, меру надо знать и этому, а то в уныние впадешь, а далее - в отчаяние. При всех слабостях веруем, что Господь не хочет смерти грешника и что, следовательно, когда самоохотно не отдадимся немощам, Он не попустит нам пасть. Ветер сильный иное дерево до самой земли наклонит, но дерево все остается на корне, и лишь стихнет буря - выпрямляется. Так бывает от страстей. Пусть бушуют; но кореню только устаивать надо, корень - решение не поддаваться греху склонением на него, хотя бы смерть.Что терпения мало, может быть есть следствие некрепкого здоровья и впечатлительности. И это надо терпеть, т.е. то, что терпения мало. Но оно будет крепнуть от времени, только не надо поддаваться нетерпеливости.Искушения от видения и слышания. жен паче имеют ли конец, не знаю. Сочувствие к женам положено в естестве нашем. Потому, думается, что когда не тошнит при виде жен, а бывает нечто противное, то тут еще нет грешного ничего. Грех начинается от во еже похотети. А этой вещи можно всегда избежать. Конечно лучше бы не видать и не разговаривать, да возможности нет. Следовательно - терпения потреба, самоостерегания, блюдения сердца и борения с собою. Господь близ! Преп. Иоанн Колов говорит: "когда подходит зверь, взлезаю на дерево". К Господу надо прибегать.