«Прочее об Езекии и о всех подвигах его, и о том, что он сделал пруд и водопровод и провел воду в город, написано в летописи царей Иудейских. - И почил Езекия (54-х лет от роду) с отцами своими», и похоронен был Иудеями с великим почетом на лучшем месте между царскими гробницами.

Святой мученицы ШУШАНИКИ (Сусанны), бывшей царевны Грузинской.

Дочь Грузинского царя, Шушаника жестоко пострадала за веру в Иисуса Христа от нечестивого мужа своего - вероотступника Васкена, владетельного князя Ранского или Карабахского, вассального князя Грузинского царя, - и после нескольких лет разнообразного томления скончалась в 458 году, 17-го октября. - Мощи ее были перенесены в Тифлис 28-го августа 586 года и положены в приделе Метехской церкви, что ныне в замке Метехском, с южной стороны алтаря.

(См. о ней в «Полн. Жизнеоп. свв. Грузин. Церкви» Сабинина).

+ Память о ПЕЧЕРСКИХ угодниках, почивающих в Феодосиевой пещере.

В 28 день августа Киевская лавра совершает память о всех нетленно почивающих в пещере Феодосиевой. Ныне здесь открыто покоятся 46 нетленных мощей угодников Божиих. У Кальнофойского (1638 г.) показано в Феодосиевой пещере 33 святых; а у Гербиния (1674 г.) - 37. - Малорусское известие «о житиях святых, в пещере преп. Феодосия почивающих», говорит о 40 святых. Таким образом время от времени открывались мощи угодников Божьих. - Малорусское описание святых, как видно по содержанию его, писано после Гербиниева описания, около 1678 г. Но и после того открыта была пещера с доскою, где покоились мощи священномученика Лукиана. По ркп. святцам Московским указываются в Киевских пещерах и такие угодники, о которых не говорит ни Малорусское известие, ни нынешнее описание пещер. Это означает, что мощи их были когда-то известны, но потом сокрыты переменами времени, как подобное открывается при обзоре мощей, указываемых Кальнофойским и Гербинием.

По указанным нами памятникам видим в Феодосиевой пещере

а) Святителей: Илариона Киевского, Амфилохия Владимирского, Феофила Новгородского.М. Иларион, как начальный Русский пещерник, имел преимущественное право на покой в пещере и при том в пещере Феодосиевой, так как здесь же была и Иларионова пещера, вошедшая в состав общей, многопещерной пещеры. К тому же он не только называется святым по надписям сочинений его и в степенной книге, но известен в числе Киевских подвижников по ркп. святцам, где сказано (по одному списку): «положен бысть в Печерском монастыре». В ркп. каталоге святителей читаем о нем: «положен бысть в Печерском монастыре и крайния ради его добродетели бысть свят и чудотворец предивен». Мелетий Сириг поет: «Михаиле, Иларионе, Петре - Божествении иерарси!» А у Гербиния Киевский патерик говорить: «мы радуемся о своей планете Венере, о философе Иларионе, который, еще до появления Русского солнца Антония, выкопал пещеру в Берестове, в которой и жил благочестиво и почил».Блаженный Симон писал Поликарпу: «о митрополите Иларионе ты сам читал в житии святого Антония, что им он пострижен и таким образом удостоился святительства». - По известиям преп. Нестора знаем, что блаж. Иларион выполнял священническое служение при храме княжеского села Берестова, где был дворец вел. князя и где, по примеру отца своего, любил жить благоверный Ярослав, обогащая Апостольский храм дарами своими; Иларион известен был тогда как «муж благий и книжный, еще же и постник». Выкопав в Днепровской горе малую, двусаженную пещеру, он уединенно подвизался здесь в посте и молитвах; совершая служение в придворном Берестовском храме, удалялся он от шума житейского в свою пещеру, для молитв и Богомыслия. Пострижение в иночество принял он от Антония вероятно не задолго до святительства. Сам он в своем исповедании говорит: «аз мних и пресвитер Иларион». Когда умер м. Феопемпт (+ 1049 г.), великий князь Ярослав положил возвести благочестивого и просвещенного Илариона на кафедру митрополита всей Руси. Современный летописец не говорит, по какой причине Ярослав не отправил Илариона в Константинополь для посвящения, как посвящались прежние митрополиты. Вероятно, что в этом участвовало охлаждение к Царьграду, возбужденное жестокими поступками Греков с Русскими пленниками. - Не могли не участвовать в том и смуты, какие производил тогда папа в восточной Церкви, возбуждая недоверие к п. Михаилу Керуларию. Как бы то ни было, блаж. Иларион был поставлен в митрополита в Киеве, собором Русских архипастырей. «Аз милостью человеколюбивого Бога мних и пресвитер Иларион, изволением Его, от благочестивых епископов священ бых и настолован в велицем граде Киеве, яко быти в нем митрополиту, пастуху же и учителю. Быша же си в л. 6559 (1051), владычествующу благоверному кагану Ярославу, сыну Владимиру». Так говорить сам Иларион в конце своего исповедания. Нераннее известие показывает, что посвященный по древнему правилу Иларион испрашивал и получил утверждение себе в звании митрополита от патриарха. И приведенные слова из исповедания Илариона митрополита дают знать, что посвященный митрополит писал и посылал куда-то свое исповедание, и след. подтверждают известие о сношении нового митрополита с патриархом. - Ко времени правления Илариона Русскою Церковью относятся блистательные события церковные. В его время, говорит летопись, «вера христианская нача плодитися», т. е. приносить плоды в сознании и жизни народа. В его время начало процветать духовное просвещение, - умножены церковные училища; в его же время расцветало искреннее благочестие. К его времени относилось устройство церковного Богослужения. Он освятил храм в. м. Георгия, несколько лет остававшийся неоконченным, и установил праздновать по всей России в. м. Георгию 28 ноября. Блажен. Иларион хорошо понимал и чувствовал нужды великой своей паствы и живая любовь его к отчизне находила средства удовлетворять им. Доподлинно неизвестно, когда последовала блаженная кончина его, но вероятно не прежде 1066 года.По своим писаниям он остается навсегда незабвенным учителем веры и благочестия. Его поучение о законе и благодати, похвала кагану Владимиру, исповедание веры и наставление о жизни - блистательные памятники живого благочестия его, светлого ума и глубокого знания веры, живого красноречия и сильного чувства.Учение о ветхом и новом законе показывает собою, что тогда имели нужду говорить против Иудейства. Оно дает видеть, что безуспешные при Владимире проповедники Иудейства не оставляли надежд своих на успех и при Ярославе: конечно, успехи их между Базарами слишком обольстили их. По личным сношениям с Иудейскими учителями, в России знали о их жестоких отзывах о христианстве, - так показывает учение Илариона. Блаженный учитель показывает превосходство благодати Христовой пред законом, прежде всего типическою историей Агари и Сарры; потом раскрывает всемирное значение христианства и местное, временное - закона Моисеева. - «Закон существовал прежде, но не надолго возвысился и прешел. Вера христианская, хотя явилась и после, стала более закона и распространилась на множество языков. Благодать Христова наполнила всю землю, покрыла ее как вода морская. Все, оставив ветхое, испортившееся по худобе Иудеев, держатся нового... Прежде в одном Иерусалиме было место для поклонения Богу; ныне же - Святая Троица славится по всей земле и принимает поклонение от всей твари: малые и великие славят Бога». Затем излагается основная мысль христианства - соединение Божества с человечеством, и обличается слепота Иудеев, не понявших Божественного величия в Иисусе Христе и учения пророков о Мессии. Наконец мысль о всемирном значении христианства излагается в приложении к Русскому народу, причем показывается, какие высокие благодеяния принесло с собою христианство в Россию. «Уже не без надежд мы, но уповаем на жизнь вечную; уже не капища строим, но созидаем церкви Христовы; не закалаем друг друга в жертву бесам, но Христос за нас закалается и раздробляется в жертву Богу и Отцу; уже не кровь жертв вкушаем и погибаем, но вкушаем пречистую кровь Христову и спасаемся... Слепыми были, не зная света истинного и блуждая во тьме идолопоклонства; глухи мы были, не слыша спасительного учения; но помиловал нас Бог и пролил на нас свет ведения... Мы были прежде подобны зверям и скотам, не умели различать правой руки от левой, привязаны были к земному и нимало не заботились о небесном; но и к нам послал Господь заповеди, которые ведут к жизни вечной».«Похвала кагану Владимиру» - одушевленное изображение заслуг и добродетелей святого великого князя Владимира, просветителя России, оканчивающееся молитвою за Россию.В «исповедании веры» блаженный Иларион излагает свои понятия о догматах веры. Пространнее, чем другие, излагает он догматы о Святой Троице и о воплощении Сына Божия; короче - говорит о будущем суде и воскресении, о почитании икон и святых. «Верую, говорит он, в единого Бога, славимого в Троице, Отца нерожденного, безначального и бесконечного, - Сына рожденного, но также безначального и бесконечного, Духа Святого, исходящего от Отца и в Сыне являющегося, но также безначального, равного Отцу и Сыну... Так верую и не постыжусь, говорит он в заключение, исповедаю пред народами, и за исповедание готов положить и душу».