В. Иванов

Талантливый художник, каких в России и эмиграции имеется достаточное количество, Рерих по масонскому желанию и велению превращается в величину мирового значения. Здесь суть не в таланте и способностях возвеличиваемого, а в пригодности его для масонских целей. Нужно лишь наличие некоторой талантливости, как зацепки, как предлога: деньги и реклама сделают остальное. Честолюбивый и корыстолюбивый, законченный эгоист и авантюрист большого масштаба, Рерих оказался самой подходящей фигурой для темной масонской игры. Для начала ему создают самую широкую популярность в Северо-Американских Соединенных Штатах, и вскоре же «друг Америки», как называют Н. К. Рериха в САСШ, создает «Институт соединенных искусств» и «Корона Мунди» — центр интернационального искусства. 24 марта 1924 года в Нью-Йорке был открыт музей имени Рериха, названный «Дом мастера», где помещаются его картины, собранные уже в количестве нескольких сот экземпляров. 7 мая 1924 года Рерихом учреждается издательство «Алатас» (сибирское слово, обозначающее «белый камень»). Но особенную славу и известность Рерих получил после возвращения из экспедиции по странам Востока, каковую экспедицию он совершил на американские деньги и возглавлял по американскому желанию.

Одновременно он является Легатом Великого Белого Братства АМОРК (Древний Мистический Орден Розен-Крейцеров) и в масонских кругах занимает весьма видное место, а потому вполне естественно, что находит самую широкую и энергичную поддержку всего мирового масонства, особенно же американского и французского. По приказу американского масонства его всемерно поддерживает мировая масонская организация — ХСМЛ, почетным советником которой он состоит. Высший орган французского масонства — Великий Восток Франции — содействовал тому, что Рерих за пропаганду пацифизма был награжден орденом Почетного Легиона. Пакт Рериха принят мировым масонским ареопагом — Лигой Наций, масоном-президентом Чехословацкой Республики Массариком, масонами Метерлинком, Эйнштейном, Робиндранатом Тагором и др.

Вся популярность и слава Рериха зиждется на его принадлежности к масонству, и без поддержки ордена вольных каменщиков Рерих никогда бы не поднялся на ту высоту, на которой находится в данное время.

Но избрав Рериха своим фаворитом, масонство требует от него работы и посылает его туда, где он наиболее может быть полезен своему хозяину.

И Рерих работает. Своими туманными и подчас бессмысленными для незнакомых с масонством рассуждениями он выполняет задания, в масонском характере коих сомневаться не приходится. При ближайшем рассмотрении его деятельности обнаруживается следующее:

I. В религиозной области Рерих проповедует религиозное безразличие и синтез всех религий, ставя в ряд православную христианскую веру, бредовые секты и язычество.

В 1926 году по рекомендации и при помощи Рериха была издана книга «Чаша Востока», написанная одним из великих махатм, т.е. гималайских святых, в каковой книге содержится все исповедание Рериха.

«Ни философия наша, ни сами мы не верим в Бога, менее всего в Того, местоимение которого требует прописной буквы» (стр. 23). Такое суждение для всякого правоверного теософа является истиной, не требующей никаких доказательств. Достаточно обратиться к приведенным выше словам председательницы Теософического Общества Анни Безант, которая поучала: «Атеист один из самых славных титулов человечества, знак отличия мировых героев, мучеников, спасителей мира. Никакая философия, никакое богословие не несли миру ничего достойного в сравнении с благой вестью атеизма». «Наша доктрина, — говорится в книге «Чаша Востока», — не знает компромиссов. Не утверждает, не отрицает, ибо дает лишь то, что знает как истину. Потому мы отрицаем Бога, как философы и как буддисты. Мы знаем планетные и другие духовные существования, и мы знаем, что в нашей системе нет такого существа, как Бог, личный или безличный. Слово Бог было изобретено для определения неизвестной причины тех следствий, которыми, не понимая их, восхищался или устрашался человек. А так как мы утверждаем, и в состоянии доказать то, что мы утверждаем, т.е. знание этой причины и причин, то мы можем настаивать, что нет Бога или Богов за ними» (стр. 24—25). «Бог теологов просто воображаемая мощь — мощь, которая никогда еще не манифестировала себя. Наша главная задача освободить человечество от этого кошмара, учить человека добродетели ради ее самой, учить проходить жизнь, полагаясь на самого себя, вместо того, чтобы опираться на богословский костыль, который бесчисленные века был непосредственной причиной почти всех человеческих бедствий» (стр. 25). «...Тот, кто читает наши Буддийские писания, написанные для суеверных масс, не найдет в них демона, такого мстительного, несправедливого, жестокого и тупого, как тот небесный тиран, на которого христиане так щедро расточают свое раболепное обожание и богословы нагромождают все те совершенства, которые опровергаются на каждой странице их Библии» (стр. 28). Стараниями и при ближайшем участии Рериха выше цитируемая «Чаша Востока» увидела свет, дабы дурманом теософского мудрствования туманить, и без того затуманенные, мозг и душу современного человечества. Но иначе и быть не могло: Рерих, как истый теософ, не может не относиться отрицательно ко всякой религии, так как по учению теософов положительные религии с точно установленными догматами — пройденный путь и «нет религии выше истины». А так как «теософия есть истина», то, следовательно, «нет религии выше теософии». В письме-инструкции, посланном из Индии, гор. Дарджиллинг, в 1924 году на имя своего брата Владимира Константиновича и предназначенном для Харбинской ложи розенкрейцеров, Н. К. Рерих наставляет, как нужно действовать, чтобы «принести пользу человечеству».