В. Иванов

«У Вас есть Знак и Книга, значит есть полная связь с невидимым еще Вами Источником и братьями по духу, раскинутыми по разным частям света. Главное же попробуйте освободиться от предрассудков, понимая их широко, понимая, что иногда темный инородец и штатный богослов — оба стоят в отношении предрассудков одинаково низко. И как радостно чуять, что внутреннее существо освобождается от предрассудков. И как много становится доступным и возможным.

Поэтому работайте упорно, ищите новых людей достойных, смотрите пристально на молодых... » («Харбинское время» №314, 20 ноября 1934 г.)

Православие, как его исповедуем мы, для Рериха безразлично, скорее даже враждебно. Масоны называют Бога Великим Архитектором Вселенной, в представлении Рериха — Бог есть Великий Художник Вселенной, синоним красоты.

«Красота есть Бог... и придет новый путь Красоты и Мудрости. Новый мир идет. Идет среди изумленных и потрясенных взоров. И в новом мире, в его новых красках, сложится новая жизнь».

«Среди чудовищных умственных нагромождений неизжитой ветоши видны уже признаки синтеза». (Н. К. Рерих. Пути Благословения, стр. 7—8.)

Во всех трудах Рериха, несмотря на их мистический тон, отсутствует самое главное для христианина — исповедание Иисуса Христа так, как этому учит Святая Церковь.

Рерих находит возможным и непредосудительным говорить о безвестном отсутствии Христа и о грядущем Мессии, т.е. повторять прописные истины теософской премудрости.

«По преданию, — пишет Рерих, — Будда был где-то за Гималаями, ибо на подвиг он пришел с севера. Но где же Христос был до тридцатилетия. Кто знает эти прибежища?» (Н. К. Рерих. Сердце Азии, стр. 98.) А вот в каких туманных словах Рерих повествует о грядущем Мессии, именно о грядущем, а не о пришедшем уже Мессии — Христе. «Благословенный Майтрейя-Мессия всегда изображается в венце. В большом образе. В Ташилумно (монастырь Таши Ламы) три года назад поставлено гигантское изображение Майтрейи-Спасителя Мира. Эту идею приносит новый наступающий век тибетского летоисчисления». (Сердце Азии,стр.112.) Кто этот Майтрейя? Сам Рерих отвечает: «Но будущее овеяно уже солнцем. Уже не в тайных пещерах, но в солнечном почитании и ожидании Майтрейя-Будды. Уже три года, как Таши Лама в своем Ташилумно торжественно и явно воздвиг великое изображение Грядущего. Идет незримая напряженная работа».(Сердце Азии, стр. 132.) Так отражается религиозное мировоззрение Рериха в его литературных трудах. И те же мысли, те же настроения господствуют в произведениях его кисти. Картины Рериха на религиозные темы чужды истинному религиозному мистицизму. Основное направление его творчества — пантеизм. Рерих вносит своими произведениями в христианскую живопись модернизм, не имеющий ничего общего с подлинной христианской живописью, столь ярко выраженной в творениях Нестерова и Васнецова, этих общепризнанных корифеев христианской живописи. В картинах Рериха отсутствует христианское настроение, радостное чувство и тихий свет, то есть то, что может создать не теософ с извращенной мистикой, каковым и является Рерих, а глубочайший мистик — христианин и чистый исповедник Христа.