В. Иванов

Прикрываясь знаменем защиты от разрушения произведений искусств в годы военных бедствий, Рерих проповедует пакт всеобщего мира в масонском духе.

Его картина «Великая Матерь Знамени Мира», а также и «Знамя Мира», долженствующее, по мысли Рериха, охранять произведения искусства от разрушений, не только написаны в масонском стиле и духе, но и украшены масонскими символами — три точки в круге.

Отбрасывая толкование Рериха, как явно еретическое, что этот знак есть символ Святой Троицы, нетрудно усмотреть в двух других его толкованиях, что три точки в круге — символ всех стран мира, которые должны слиться в единении и единогласии. Вот эти толкования:

Первое: «Предложенный флаг есть символ всего мира, не одной лишь страны, но всего цивилизованного мира. На предложенном знамени изображены на белом фоне в круге три соединенные аморантовые Сферы, как Символы Вечности и Единения». (Нью-Йорк Тайме, март 1930 г.)

Второе: «Флаг — эмблема мира, не только одной страны, но цивилизации в целом. Флаг этого проекта имеет три шара в середине круга на белом фоне, как символ вечности и единогласия». (Спец. брошюра русского комитета пакта Рериха, г. Харбин, 1934 г.)

Эти толкования есть ничто иное, как повторения избитой масонской мысли о «вечном мире» и «братском союзе всех народов».

В проповеди своей идеи мира Рерих направляет острие своих рассуждений против антимасонских разоблачений, называя работу по разоблачению масонства разрушительной работой, «духовным убийством, более опасным и преступным, чем убийство физическое».

«Мы стремимся к Знамени Мира, — заявляет Н. К. Рерих, — которое охраняет все культурные сокровища от вандализма и грубости как во время войны, так и во время мира. Ведь мы знаем, что и во время так называемого мира очень часто вандализм свирепствует не меньше, чем во время войны. Мы также знаем, что иногда война в духе более опасна, чем война в поле. Духовное убийство еще более опасно и преступно, нежели физическое». (Газета «Заря», Харбин.) Но о коммунизме, как гасителе света и духа, беспрерывно ведущем «войну в духе», Н. К. Рерих упорно молчит, а потому нетрудно догадаться, в чью сторону направлены эти рассуждения и что под именем «духовных убийц» Рерих подразумевает ненавистных ему противников масонства и именно их сей почтенный муж клеймит именем «темных сил». И еще одно обращает на себя внимание. В литературных трудах своих Рерих не только не осуждает коммунизм, но, наоборот, проявляет к нему симпатии, чему, впрочем, удивляться не приходится, так как, как указано выше, теософская доктрина вообще склонна преклоняться перед «чистейшим и благороднейшим коммунизмом». III. Ратуя о «вечном мире» и международной солидарности, Рерих в то же время является сторонником коренного социального переворота, ибо собственность, по его утверждению, есть воровство, а Ленин — великий учитель новой жизни. Вот что находим в книге «Община», изданной в 1927 г. при ближайшем участии Рериха. «Надо предпочесть того Учителя, который идет новыми путями. С этим люди Северной страны имеют отличный пример — их Учитель Ленин знал ценность новых путей. Каждое слово его проповеди, каждый поступок его нес на себе печать незабываемой новизны» (стр. 1). «Появление Ленина примите, как знак чуткости Космоса» (стр. 39).