Священномученик Ириней Лионский

14. Это яснее видно из Послания Апостолов, которое они отправили не к иудеям и не к эллинам, но к уверовавшим во Христа из язычников. Ибо когда некоторые из иудеи пришли в Антиохию, в которой также прежде всех ученики Господа по вере во Христа стали называться христианами, и убеждали уверовавших в Господа обрезываться и исполнять прочие постановления закона, и Павел и Варнава по этому вопросу пришли в Иерусалим к прочим апостолам и вся Церковь собралась вместе, то Петр сказал им: Мужи братия! вы знаете, что Бог от дней древних избрал из вас44, чтобы из уст моих язычники услышали Слово Евангелия и уверовали; и сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам, и не положил никакого различия между нами и ими, очищая верою сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, чтобы возложить на выю учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы. Но мы веруем, что благодатию Господа нашего Иисуса Христа можем спастись, как и они (Деян. 15:7–11). После него Иаков сказал: Мужи братия! Симон изъяснил, как Бог решил взять из язычников народ во имя Свое. И таким образом45 согласны слова пророков, как написано: потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую и то, что в ней разрушено, создам и воздвигну ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми призвано имя Мое, говорит Господь, творящий cиe (Ам. 11:11, 12)46. Ведомо Богу от вечности дело Его47. Поэтому я, с своей стороны, полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, но заповедать им воздерживаться им от сует идольских48, от блуда и от крови, и не делать другим того, чего не хотят себе (Деян. 15:14–20). И после того, как это было сказано и все согласились, они написали им так: Апостолы и пресвитеры (и) братия находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников приветствие. Поелику мы услышали, что некоторые вышедшие от нас смутили вас речами, сокрушая ваши души, говоря, что вы должны обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не повелевали; то мы собравшись согласно рассудили послать к вам избранных мужей с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, людьми, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак, мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам наше мнение словесно. Ибо угодно Духу Святому и нам, не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживайтесь от идоложертвенного и крови и блуда, и не делайте другим того, чего себе не хотите; от чего соблюдая себя, вы будете делать хорошо, ходя в Духе Святом (Деян. 15:23–29). Из всего этого очевидно, что они не учили о бытии другого Бога, но дали новый завет свободы тем, которые недавно уверовали в Бога чрез Духа Святого. И тем, что они исследовали, должно или нет обрезывать учеников, они ясно показали, что не имели понятия о другом Боге.

15. Они в этом случае не имели бы такого страха относительно первого Завета, чтобы даже не хотеть есть вместе с язычниками. Ибо и Петр, хотя был послан для наставления их и побужден к тому видением, однако с великим страхом говорил к ним так: Вы знаете, что иудею возбранено сообщаться или сходиться с иноплеменником, но мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым; посему я пришел беспрекословно (Деян. 10:28, 29), показывая сими словами, что он не отправился бы к ним, если бы не было ему повелено. Точно также он не дал бы им крещения так легко, если бы не слышал, что они пророчествуют, так как Дух Святый почил на них. И поэтому он сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые получили Духа Святого, как и мы (Деян. 10:47)? – внушая бывшим с ним и показывая, что если бы Дух Святый не почил на них, то кто–нибудь мог бы возбранить им крещение. И бывшие с Иаковом Апостолы дозволили язычникам действовать свободно, предоставляя нас Духу Божию. Сами же, зная того же Бога, держались прежних обычаев, так что и Петр, боясь подвергнуться упреку от них, хотя прежде ел с язычниками ради видения и Духа, на них почившего, однако отделился от них и не ел с ними, когда некоторые люди пришли от Иакова; то же самое делал, по словам Павла (Гал. 2:12:13), и Варнава. Таким образом, Апостолы, коих Господь сделал свидетелями всей деятельности (Своей) и всего учения, – ибо повсюду вместе с Ним оказываются Петр, Иаков и Иоанн, – благоговейно поступали в отношении к распоряжению закона Моисеева, показывая, что он произошел от одного и того же Бога. А сего они не сделали бы, как я уже сказал, если бы они были научены от Господа, что есть другой отец, кроме Того, Кто установил закон.

Гл XIII. Опровержение мнения, будто Павел один только из Апостолов знал истину

1. Что касается тех, которые говорят, будто один только Павел познал истину, и ему (только) чрез откровение было открыто таинство, то их49 сам Павел обличит, когда он говорит, что Один и Тот же Бог содействовал Петру в апостольстве у обрезанных и ему у язычников (Гал. 2. 8). Петр, поэтому, был апостолом Того же Бога, Коего и Павел, и Кого Петр возвещал у обрезанных как Бога и Сына Божия, Того и Павел (проповедовал) среди язычников. Ибо Господь наш пришел спасти не одного только Павла, и Бог не так беден. чтобы иметь одного только апостола, который бы знал распоряжение Его Сына. И Павел говоря: как прекрасны ноги благовествующих благое, благовествующих мир (Рим. 10:15; Ис. 52:7), ясно показал, что не один, а многие благовествовали истину. И еще в послании к Коринфянам, перечислив тех, которые видели Бога по воскресении Его, присовокупил: итак, я ли, они ли, мы так проповедуем и вы так уверовали (1 Кор. 15:11), признавая, что одна и та же проповедь всех тех, которые видели Бога по воскресении из мертвых.

2. И Господь в ответ Филиппу, желавшему видеть Отца, сказал: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня Филипп? Видящий Меня видит и Отца: как же ты говоришь: покажи нам Отца? Ибо Я в Отце и Отец во Мне, и отныне знаете Его и видели Его (Ин. 14:7–10). Посему говорить, будто не знали истины те, которым Господь дал свидетельство, что они в Нем и знают и видели Отца, а Отец есть истина, – свойственно людям лжесвидетельствующим и отчуждившимся от учения Христова. Ибо для чего посылал Господь двенадцать Апостолов к погибшим овцам дома Израилева, если они не знали истины? Каким образом и семьдесят (Апостолов) проповедовали, если они сами наперед не узнали истины проповеди? Или каким образом мог не знать (истины) Петр, коему Господь дал свидетельство, что не плоть и кровь открыли ему, но Отец Небесный (Mф. 16:17)? И как Павел (был) апостол не от человек, ни чрез человека, но чрез Иисуса Христа и Бога Отца (Гал. 1:1), (так и прочие Апостолы), ибо Сын приводил их к Отцу, а Отец открывал им Сына.

3. А что Павел согласился на требование тех, которые позвали его к Апостолам по (возникшему у них) вопросу, и пришел к ним в Иерусалим с Варнавою не без причины, но чтобы свобода язычников была ими утверждена, об этом он сам говорить в послании к Галатам: потом чрез четырнадцать лет я ходил в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. Ходил же по откровению и сообщил им благовествование, которое проповедую среди язычников (Гал. 2:1–2). И еще говорит: мы на час уступили и покорились, дабы истина Евангелия сохранилась у вас (Гал. 2:5)50. Поэтому, если кто, на основании Деяний апостольских, тщательно исследует время, о котором написано, что он приходил в Иерусалим по вышеупомянутому вопросу, то найдет, что с ним совпадают годы, указанные Павлом. Так согласно и как бы тожественно указание Павлово с свидетельством Луки об Апостолах. Гл XIV. О Луке, спутнике Павла, и об особенностях Евангельской истории, которые известны только чрез него 1. А что Лука был неразлучным (спутником) Павла и сотрудником его в благовествовании, он сам это объявляет не хвалясь, но будучи побуждаем самою истиною. Ибо, он говорить, когда Варнава и Иоанн, называемый Марк, отделились от Павла и отплыли в Кипр, то мы пришли в Троаду (Деян. 16:8 и дал.); и когда Павел увидел во сне человека из Македонии, который говорил: приди в Македонию и помоги нам, – тотчас – говорит – решились мы отправиться в Македонию, разумея, что призывал нас Господь благовествовать им. Итак отплывши из Троады, мы направили плавание в Самофракию. И потом он тщательно показывает все остальное путешествие свое до Филипп, и как они говорили первую речь: севши – говорит – мы разговаривали с собравшимися женщинами (Деян. 16:13), и кто уверовали и сколь многие. И опять говорит: а мы после дней опресночных отплыли из Филипп и прибыли в Троаду, где и пробыли семь дней (Деян. 20:5, 6). И все остальные подробности (своего путешествия) с Павлом он рассказывает по порядку, со всею тщательностью указывая места, города и число дней, пока не пришли они в Иерусалим, и что там случилось с Павлом, как связанный он был отправлен в Рим, имя сотника, его принявшего, и названия кораблей, и как потерпели кораблекрушение и на каком острове спаслись, как они были приняты человеколюбиво, а Павел помог начальнику этого острова, как отсюда они отплыли в Путеолы и потом прибыли в Рим и сколько времени пробыли в Риме (Деян. 21; 27; 28). Присутствуя при всем этом, Лука тщательно описал это так, что не может быть обличен во лжи или превозношении, потому что все эти (подробности) доказывают, что он и старше всех, ныне учащих иначе, и знал истину. Что он был не только спутник, но и сотрудник Апостолов, особенно же Павла, это и сам Павел объявил в посланиях говоря: Димас оставил меня и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию, один Лука со мною (2 Тим. 4:10:11), и тем показывает, что он всегда был вместе с ним и не разлучался. И еще в послании к колоссянам он говорит: приветствует вас Лука, врач возлюбленный (Кол. 4:14). Если же Лука, который всегда проповедовал вместе с Павлом, от него был назван «возлюбленным», с ним благовествовал и им уполномочен передать нам Евангелие, – не научен от него ничему другому, как явствует из его слов, то как эти люди, которые никогда не были вместе с Павлом, хвалятся, будто они научены сокровенным и неизреченным таинствам? 2. А что Павел просто, что знал, тому и учил не только бывших с ним, но и всех его слушавших, это он сам показывает. Ибо когда епископы и пресвитеры, пришедшие из Ефеса и других ближайших городов, собрались в Милете, так как он поспешал в Иерусалим на праздник Пятидесятницы, то свидетельствуя им о многом и говоря о том, что должно случиться с ним в Иерусалиме, прибавил: знаю, что уже не увидите лица моего; посему, свидетельствую вам в сей день, что чист я от крови всех. Ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию. Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас епископами управлять Церковью Господа51, которую Он приобрел Себе кровию Своею (Деян. 20:25–28). Затем, указывая на имеющих появиться злых учителей, сказал: Я знаю, что по отшествии моем придут к вам лютые волки, не щадящие стада. И из вас самих восстанут люди, говорящие превратное, дабы увлечь учеников за собою. Не упускал я – сказал он – возвещать вам всю волю Божию (Деян. 20:29, 30). Так Апостолы просто и ни на кого не смотря преподавали всем то, чему они были научены от Господа. Так и Лука ни на кого не смотря передал нам то, что узнал от них, как сам свидетельствует говоря: как предали нам бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова (Лк. 1: 2). 3. Если же кто устранит Луку под тем предлогом, будто он не знал истины, тот явно (чрез это) отвергнет Евангелие, коего учеником он представляет себя. Ибо чрез него мы знаем о весьма многом и необходимом в Евангелии, как–то: о рождении Иоанна, об истории Захарии, о пришествии Ангела к Марии, о воззвании Елисаветы, о сошествии ангелов к пастухам и словах, ими сказанных, о свидетельстве Анны и Симеона относительно Христа, о том, что Он в двенадцатилетнем возрасте оставался в Иерусалиме, о крещении Иоанна, о числе лет Господа, когда Он крестился, и что (это было) в пятнадцатый год Тиверия Кесаря; и в учении его – о том, что сказано к богатым: горе вам, богатые! ибо вы получили свое утешение. И: горе вам, насыщенные, ибо взалчете; и смеющиеся ныне, ибо восплачете. Горе вам; когда все люди будут говорить о вас хорошо, ибо так поступали и со лжепророками отцы ваши (Лк. 6:24–26). Чрез одного Луку мы узнали о всех такого рода обстоятельствах – о многих действиях Господа мы узнали от него таких, о которых упоминают и все (Евангелисты): – как например о множестве рыб, пойманных товарищами Петра, когда они по повелению Господа закинули сети (Лк. 5), о женщине, страдавшей восемнадцать лет и исцеленной в субботний день (Лк. 12), и о человеке, страждущем водяною болезнью, которого Господь исцелил в субботу, и как Он защищал Себя по поводу исцеления в этот день; как Он учил учеников не домогаться первых мест, и что должно звать бедных и слабых, которые не могут вознаградить нас; о человеке, который ночью стучался, чтобы взять взаймы хлебов и получил их по настоятельности своей нужды (Лк. 11); о том, как во время возлежания Его у Фарисея жена грешница целовала ноги Его и мазала миром и что в пользу ее Господь сказал к Симону о двух должниках (Лк. 7), также о притче о том богаче, который собрал весь урожай свой, и которому было сказано: в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил (Лк. 12:20), и о том богаче; который одевался в порфиру и пиршествовал блистательно, и о нищем Лазаре (Лк. 16); об ответе, который дал Он ученикам, когда сказали Ему: умножь в нас веру (Лк. 17:5); о Его беседе с Закхеем мытарем? (Лк. 19), о Фарисее и мытаре, вместе молившихся в храме (Лк. 18), о десяти прокаженных, которых вместе Он исцелил на пути (Лк. 17); о том, как Он повелел хромых и слепых собирать на брак с улиц и переулков (Лк. 18), и о притче о судие, Бога не боявшемся, которого неотступность вдовы заставила защитить ее (Лк. 13), и о смоковнице в винограднике, не дававшей плода. И многое другое можно найти, что сказано только Лукою, и чем пользуются и Маркион и Валентин. И сверх всего этого (он рассказывает) о том, что (Господь), по Воскресении, говорил ученикам своим на пути, и как они узнали Его в преломлении хлеба (Лк. 24).