А.Л.Карчевский

На обсуждение важности заполняемых документов и на прочие вопросы отводится всего 15 минут. Налицо и психологическое давление, которое может быть оказано, на нестойкого Свидетеля Иеговы – подписать документы он должен «в присутствии руководителя книгоизучения» и свидетелей, которые «должны видеть, как владелец документа ставит свою подпись». Подписывается документ организованно, одновременно всеми участниками книгоизучения под контролем руководителя книгоизучения, таким образом, давление «положительным» примером коллектива на нестойкого в вере обеспечено.

В-третьих. В бланке ОСБ с отказом от медицинского лечения с применением трансфузий говорится

«Кроме того, я знаю, что переливание крови чревато различными опасностями. Потому я решил(-а) избежать таких опасностей и вместо этого готов(-а) подвергнуться любому риску, с которым, возможно, будет связан мой выбор альтернативного бескровного лечения».

«Широко известно, тренсфузии донорской крови несут в себе риск заражения гепатитом, СПИДом и другими опасными инфекционными заболеваниями. Наш информированный выбор дает возможность избежать этих заболеваний».

Встает закономерный вопрос. От кого были получены подробные объяснения или откуда конкретный свидетель получил сведения о лечении, чтобы уверенно сказать «я знаю» или «наш информированный выбор»? Насколько эти подробные объяснения или полученные знания професииональны, добросовестны, соответствуют конкретному диагнозу? Можно заявить почти со стопроцентной вероятностью, что Свидетель Иеговы почерпнул свои знания из публикаций ОСБ под чутким руководством опытных в вере братьев на книгоизучениях. Если это так, то, исходя из вышеприведенных фактов, уже не стоит обсуждать профессиоанлизм, добросовестность, соответствие конкретному диагнозу этих «знаний» и доверять словам «я знаю». Конечно же, такой «информированный выбор» значительно уменьшит для пациента риск заболеть СПИДом, но в отдельных случаях пациент, отказавшись от гемотрансфузии, со стопроцентной вероятностью рискует умереть, например, от анемии.

Необходимо остановится на обсуждении следующего факта. Операции делятся на плановые и внеплановые. Вполне резонно предположить, что если конкретный пациент знает о своем диагнозе и готовится к плановой операции, то он может заранее получить консультацию у специалиста, которому он доверяет. Это право дает ему статья 30 пункт 4 Основ [3]. В этом случае необходимо, чтобы в бланках «Медицинское распоряжение/освобождение от ответственности», в удостоверениях личности для детей должна присутствовать информация о том, кто провел обследование больного с подтверждением квалификации, какие анализы были взяты и прочее, что способствовало установлению конкретного диагноза. Это была бы конкретная информация для лечащего врача. Это действительно свидетельствовало о том, что пациент получил достаточно объективную информацию о своем здоровье и предпологаемому методу лечения, если конечно врач или коллектив врачей, заслуживает доверия. Однако все эти ранееполученные консультации не избавят пациента от обследования в медицинском учреждении с целью подтверждения, уточнения или опровержения ранеепоставленного диагноза, поскольку медицинский персонал именно этого учереждения отвечает за пациента и за применяемое лечение. Но как мы видим, в карточках отказа нет информации о людях, которые предоставили конкретному человеку информацию о его состоянии и диагнозе. Так с кого же спрос? ОСБ отвечает на это примерно следующее, ваш отказ – это ваше личное решение и ничье более, мы предоставляем вам волю Бога в этом случае, а вы сами выбирайте, как поступить, быть противником Богу или Его последователем.

Все, о чем говорилось выше в отношении плановых операций, не может иметь места при обсуждении внеплановых. От случайностей никто не застрахован. Никто не может гарантировать, что завтра, например, он не попадет под машину или на него не обрушится старое дерево. Конечно же, можно предположить, что существует человек, которого мучает мысль: «А что я буду делать, если вдруг у меня будет болезнь X или врачи поставят мне диагноз Y? Дай-ка я проконсультируюсь у специалиста!» Эти и подобные этим мысли можно предположить у человека, который задумал какое-то сопряженное с риском дело или у него есть достаточно веские причины предпологать наличие болезни, например, всвязи с наследственненностью. В остальном же такие мысли скорее посещают человека в лучшем случае очень мнительного, в худшем случае – больного. Но тогда надо личиться, но лечение и профилактика этих сотояний не связаны с переливанием крови.

Таким образом, если человек попадает в больницу и требуется срочное оперативное вмешательство, то вряд ли его заверения в бланках «Медицинское распоряжение/освобождение от ответственности» в том, что он «знает», выглядят убедительно, а не подозрительно, поскольку источник информации – публикации ОСБ и наставления опытных в вере братий, проводящих книгоизучения. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод [7] в статье 9 предоставляет человеку следующие права и свободы. «1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или придерживаться убеждений как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным образом, в богослужении, учении и выполнении религиозных и ритуальных порядков. 2. Свобода исповедовать религию или придерживаться убеждений подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц». Свидетели Иеговы, как и другие представители религиозных организаций, имеют право исповедовать свою веру. Они имеют право иметь свои взгляды отличные от других. Однако Свидетелям Иеговы нужно быть до конца честными перед собой и перед всеми людьми, не входящими в эту организацию. Если бы они поступали бы честно, то в карточках-отказах был бы примерно следующийтекст: «По своим религиозным взглядам Свидетели Иеговы отказываются от переливания крови и ее компонентов. Прошу врачей не использовать при моем лечении данную процедуру», или более подробный текст, рекомендованный в приложениях. Всё. Это было бы честно – отказ от гемотрансфузии по религиозным взглядам. Однако Свидетели Иеговы боятся этой честной позиции, они боятся, что их обвинят в религиозном фанатизме, вся их работа по созданию имиджа законопослушных, добродетельных членов общества, пекущихся о его благе, пойдет насмарку, общество увидит действительное положение вещей, а там и до широкомасштабной критики остальных доктрин недалеко. Поэтому и создается видимость со ссылками на возможные негативные последствия гемотрансфузий, на иллюзию информированности, на отговорки, что Свидетели Иеговы не против лечения, а против только одного его конкретного вида и так далее. В-четвертых. Присутствие в больнице представителей КСБ, старейшины собрания, единоверцев, которые призваны поддержать пациента «стойко встретить испытание веры», разве это не психологическое давление направленное на пациента с целью принятия определенного решения? Статья 30 пункт 14 и 15 позволяет допуск (но не постоянное присутствие!) к больному адвоката для защиты его прав и священнослужителя для отправления религиозных обрядов. Являются ли все вышеперечисленные люди, которые чуть ли не занимают круговую оборону у постели или палаты пациента-Свидетеля Иеговы, дипломированными адвокатами или священослужителями, которые могут пользоваться преимуществом перед остальными посетителями? Весьма сомнительно. Скорее их роль в том, чтобы не позволить пациенту дрогнуть и согласиться на гемотрансфузию, поскольку пациент имеет право переменить свое решение.