Г.Е. Колыванов-Конспект лекций по -Священному Писанию Ветхого Завета-(для 4 курса Семинарии)-Учительные книги Ветхого

Псалом 8.

Надписание: «Начальнику хора. На гефском орудии. Псалом Давида». В этом псалме в качестве мессианского рассматривается стих 3 и отчасти 6.

Ст. 3: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, дабы сделать безмолвным врага и мстителя». «Из уст младенцев» – в Евангелии эти слова приведены как пророчество о Господе нашем Иисусе Христе. «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф. 21, 15-16). Имеется ли у слов 3 стиха буквальный смысл? Быть может, на память псалмопевцу пришло предание, которое затем было отражено в книге Премудрости Соломона (10, 21). Там говорится, что при переходе евреев через Чермное море даже «уста немых и язык младенцев сделались ясными». Имеется в виду охватившая евреев бурная радость после чудесного спасения их народа и гибели врагов. В общей радости принимали участие даже немые и младенцы, выражение чувств которых были для всех понятными.

Ст. 6: «Немного Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его». Это говорится о человеке, который немногим умален от ангелов. Некоторые святые отцы считают, что после Воскресения Христова человек получил возможность стать выше ангелов, так как ангелы не вкушают Евхаристию. Вторая часть стиха некоторыми толкователями также рассматривается как мессианское место, как пророчество о преображении Христом человеческой природы. Слава и честь – это Крест; и Сам Господь наш Иисус Христос называет его славою, когда говорит: «Прииде час, да прославится Сын Человеческий» (Ин. 12, 23).

Псалом 21. Надписание в славянской Библии: «В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду». «О заступлении утреннем» - об утренней, возможно более скорой помощи. Надписание толкуется и аллегорически. «Псалом сей, - говорит блаженный Феодорит, - предвозвещает страдание и воскресение Владыки Христа, призвание язычников и спасение Вселенной; потому что заступление утреннее есть пришествие нашего Спасителя, наподобие утра воссиявшего сидящим во тьме». В святоотеческой литературе этот псалом понимается как мессианский, как явное пророчество о крестных страданиях Господа нашего Иисуса Христа. В русской Библии надписание: «Начальнику хора. При появлении зари. Псалом Давида». В этом варианте надписания также усматривают мессианский смысл. Под «зарей» понимается Господь наш Иисус Христос. Считается, что в псалме речь идет об одном из эпизодов из истории противостояния Саула и Давида. Об этом событии подробно рассказывается в конце 23 главы 1 книги Царств. Давид скрывался от Саула возле скалы в пустыне Маон. «И услышал Саул, и погнался за Давидом в пустыню Маон. И шел Саул по одной стороне горы, а Давид с людьми своими был на другой стороне горы. И когда Давид спешил уйти от Саула, а Саул с людьми своими шел в обход Давиду и людям его, чтобы захватить их; тогда пришел к Саулу вестник, говоря: поспешай и приходи, ибо Филистимляне напали на землю. И возвратился Саул от преследования Давида и пошел навстречу Филистимлянам; посему и назвали это место: Села-Гаммахлекоф (Скала разделения)» (1 Цар. 23, 25-28). Псалом можно разделить на две части. В первой части (ст. 2-22) рассказывается об опасности, которой подвергся псалмопевец, о его страданиях. Вторая часть (ст. 23-32) – благодарственная. В ней псалмопевец воздает хвалу Богу за избавление. Псалом всегда рассматривался в святоотеческой экзегетике как мессианский. Действительно, многие места этого псалма являются очень точными пророчествами о страданиях Христа.