Г.Е. Колыванов-Конспект лекций по -Священному Писанию Ветхого Завета-(для 4 курса Семинарии)-Учительные книги Ветхого

Псалом 21.

Надписание в славянской Библии: «В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду». «О заступлении утреннем» - об утренней, возможно более скорой помощи. Надписание толкуется и аллегорически. «Псалом сей, - говорит блаженный Феодорит, - предвозвещает страдание и воскресение Владыки Христа, призвание язычников и спасение Вселенной; потому что заступление утреннее есть пришествие нашего Спасителя, наподобие утра воссиявшего сидящим во тьме». В святоотеческой литературе этот псалом понимается как мессианский, как явное пророчество о крестных страданиях Господа нашего Иисуса Христа. В русской Библии надписание: «Начальнику хора. При появлении зари. Псалом Давида». В этом варианте надписания также усматривают мессианский смысл. Под «зарей» понимается Господь наш Иисус Христос.

Считается, что в псалме речь идет об одном из эпизодов из истории противостояния Саула и Давида. Об этом событии подробно рассказывается в конце 23 главы 1 книги Царств. Давид скрывался от Саула возле скалы в пустыне Маон. «И услышал Саул, и погнался за Давидом в пустыню Маон. И шел Саул по одной стороне горы, а Давид с людьми своими был на другой стороне горы. И когда Давид спешил уйти от Саула, а Саул с людьми своими шел в обход Давиду и людям его, чтобы захватить их; тогда пришел к Саулу вестник, говоря: поспешай и приходи, ибо Филистимляне напали на землю. И возвратился Саул от преследования Давида и пошел навстречу Филистимлянам; посему и назвали это место: Села-Гаммахлекоф (Скала разделения)» (1 Цар. 23, 25-28). Псалом можно разделить на две части. В первой части (ст. 2-22) рассказывается об опасности, которой подвергся псалмопевец, о его страданиях. Вторая часть (ст. 23-32) – благодарственная. В ней псалмопевец воздает хвалу Богу за избавление. Псалом всегда рассматривался в святоотеческой экзегетике как мессианский. Действительно, многие места этого псалма являются очень точными пророчествами о страданиях Христа.

Ст. 2: «Боже мой! Боже мой! Внемли мне. Для чего Ты оставил меня?» Именно эти слова произнес Иисус Христос, страдая на Кресте. «Около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахвани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46). Ст. 7-9: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивают главою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, если он угоден Ему». Эти слова также являются весьма точным пророческим изображением крестных страданий Спасителя. «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему» (Мф. 27, 39-43). Ст. 15-17: «Я пролился как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои». Все это очень похоже на состояние распятого на кресте. Ст. 18-19: «Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей метают жребий». О том, что войны, сторожившие Спасителя, делили Его одежды, бросая жребий, повествуют все четыре евангелиста. «Распявшие же Его, делили одежды Его, бросая жребий» (Мф. 27, 35; см. также Мк. 15, 24; Лк. 23, 34). Евангелист Иоанн вспоминает при этом слова 21 псалма: «Войны же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому войну по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: Разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили войны» (Ин. 19, 23-24). Ст. 27: «Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!» Это место в святоотеческой экзегетике рассматривается как пророчество об установлении таинства Евхаристии. Есть и другое толкование, согласно которому речь здесь идет о насыщении духовно алчущих евангельской проповедью. Ст. 28-29: «Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред тобою все племена язычников, ибо Господне есть Царство, и Он – Владыка над народами». Говорится о распространении христианства среди всех народов земли. Ст. 30: «Будут есть и поклонятся все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей». Это стих толкуется так же как и 27.