Г.Е. Колыванов-Конспект лекций по -Священному Писанию Ветхого Завета-(для 4 курса Семинарии)-Учительные книги Ветхого

Святитель Василий Великий придерживается толкования образа невесты как Церкви Христовой. Он так толкует слова «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена»: «Пророк говорит о Церкви, о которой узнаем из Песни Песней (6,8), что едина есть совершенная голубица Христова, которая преемлет на десную страну Христову соделавшихся известными по своим добрым делам, различая их от людей негодных, как пастырь различает овец от козлищ. Итак, предстоит Царица, то есть душа, сочетанная с Женихом-Словом, не обладаемая грехом, но соделавшаяся причастницею царства Христова, предстоит одесную Спасителя в ризах позлащенных, то есть великолепно и священнолепно украшающая себя учениями духовными, сотканными и преиспещренными. Поелику догматы не одного рода, но различны и многообразны, объемлют собою учения естественные, нравственные и таинственные; то псалом говорит, что ризы невесты преиспещрены».

Псалом 45.

«Начальнику хора. Сынов Кореевых. На музыкальном орудии Аламоф. Песнь». «Аламоф» - от евр. слова «альма» (девица) – тонким голосом.

Славянское надписание: «В конец, о сынех Кореовых, о тайных, псалом». «Этот псалом имеет надпись: в конец, потому что содержащиеся в нем пророчества относятся к концу. Он пророчествует о восстаниях, о гонениях, делаемых правителями на церковь в начале проповеди Апостолов, как говорит Феодорит, также о показанном церковью терпении и о последовавшем за сим для нее мире… . Надпись «о тайных» означает «о сокровенном для многих», потому что мысли в этом псалме загадочны и темны».

Как полагают, псалом написан во времена царя Иосафата. В его царствование на Иудею напали соединенные силы царей Аммонитских, Моавитских и идумейских племен (2 Пар. 20, 1-24). Между этими народами произошла распря, переросшая в междоусобное сражение. Когда иудейское войско выступило для того, чтобы сразиться с врагами, то на месте их лагеря застало лишь большое количество трупов. Автор псалма выражает уверенность в помощи Божией, какие бы крайние обстоятельства не постигли. «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах, посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля и горы двинулись в сердце морей. Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их. Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего. Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра» (Ст. 2-6). «Бог не препятствует скорбям постигать нас; но когда они, Он помогает нам, доставляя пользу и опытность. Нужно тщательно наблюдать обстоятельства времени и молиться, чтобы не впасть в искушение, а когда оно постигло, - то не малодушествовать, но стоять мужественно, призывая на помощь Бога и уповая на Него» (Златоуст. Том 5). 5-10 ст. «Речные потоки» - действия Святого Духа. В данных стихах говорится о наступлении христианской эры, о пришествии Мессии, когда «восшумели народы, двинулись царства» под действием евангельской проповеди». Псалом 48.