Г.Е. Колыванов-Конспект лекций по -Священному Писанию Ветхого Завета-(для 4 курса Семинарии)-Учительные книги Ветхого

Надписание: «Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом». В греческой Библии в надписании указывается на авторство Давида. Предполагают, что псалом написан по поводу восстания Авессалома.

В стихах 2-5 все народы приглашаются слушать изречения мудрости. «Слушайте меня все народы; - взывает псалмопевец, - внимайте сему все живущие во вселенной, - и простые и знатные, богатые равно как бедный. Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего – знания...».

В стихах 6-11 говорится о том, что не следует бояться преследований со стороны нечестивых, потому что все люди умрут, и нет никого, кто бы мог избежать смерти. Нечестивый человек называет земли своим именем (Ст. 12). Однако он не избегнет смерти и заключения в преисподнюю. (Возможно это намек на Авессалома, который воздвиг самому себе памятник). Но душа праведника будет избавлена от этого. Автор призывает не бояться при виде увеличения силы и славы нечестивого. «Он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света» (Ст. 20).

В псалме есть мессианские места. «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их» (ст. 8-9). Святитель Василий Великий, толкуя это место, говорит: «Итак, не ищи брата для избавления, но Того, кто выше Твоей природы и не простого человека, но Богочеловека – Иисуса Христа, Который может дать Богу умилостивительный замен за всех нас, ибо Его предложил Бог в умилостивительную жертву чрез веру в кровь Его» (В.В. – 386).

Ст. 16: «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня». «Здесь содержится пророчество о воплощении Божием и об освобождении душ праведников, которые в то время заключены были в аде. Бог, говорит, избавит душу мою от ада, когда через воплощение сделает человеческое существо своим жилищем».

Псалом 59.

Надписание псалма: «В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение: Вненгда сожже средоречие сирийское и Сирию совальскую, и возвратися Иоав, и порази Едома в дебре солей дванадесять тысящ». Из надписания следует, что Давид воевал в Сирии, в местности Совал. Совал – сирийская область, расположенная между двумя реками. Об этой войне не рассказывается в исторических книгах. Затем, как предполагают толкователи, в царство Давида с юга вторглись идумеи. Полководец Давида Иоав возвратился из Сирии с частью войска и разгромил их 12-тысячное войско в битве в Соляной долине. Наиболее известное толкование на этот псалом принадлежит преподобному Максиму Исповеднику. Он толкует псалом строго аллегорически. Его экзегеза 59 псалма может служить образцом аллегорического толкования. В качестве образца рассмотрим толкование надписания. «В конец, о изменитися хотящих». «В конце времен вследствие пришествия Христова происходит по добровольному изволению и выбору каждого, изменение и переход людей от неверия к вере, от порочности к добродетели и от неведения к ведению Бога; а также потому, что затем при совершении веков благодаря Тому же Спасителю и Богу нашему, произойдет, посредством чаемого Воскресения, всеобщее и естественное в благодати обновление и изменение всего рода человеческого из смерти и тления в жизнь вечную и нетление». «В столпописание Давиду» - то есть Самому Христу, потому что благодаря Божественному воплощению Его, подобному столбу, уже произошло в Нем, как в Родоначальнике и Спасителе, а вслед за Ним и в благочестиво живущих по Христу, уничтожение порочности; а также потому что через Него еще произойдет полное истребление смерти и тления». «В научение, внегда сожже средоречие Сирийское, и Сирию Совальскую» - псалом надписывается в научение нам, которые изменяются и будут изменятся (ясно, что речь идет о достохвальном и божественном изменении) духовным Давидом, то есть Христом Богом (нашим). Ибо только Он один есть истинный царь Израиля, видящего Бога, поскольку является Губителем всякой злобы и неведения, а также Победителем всякого времени и естества, через которые возникает порочность в нас. Он сожже Средоречие, общаясь с нами через плоть, то есть сжег (наше) состояние порочности, затопляемое противоестественными плотскими страстями. И Сирию Совальскую, то есть наше греховное душевное предрасположение, порабощаемое временем или же прельщаемое веком сим. Ибо Совал толкуется как «семь», а это ясно указывает на своеобразность времени, которое седмирично. Ведь диавол имеет обыкновение вопреки добродетели и ведению приводить в созвучное с самим собой движение естество и время, затевая невидимую брань…» «И возвратися Иоав, и порази Едома в дебри Солей, 12 тысящ». Ибо всякий воевода духовного царя Давида, то есть Господа нашего Иисуса, ведет войну против супротивных сил и поражает 12 тысящ в долине Солей. Долина же Солей есть плоть, которая вследствие непослушания стала презренной страной страстей. В ней, словно в долине, всякий благочестивый и боголюбивый человек поражает посредством разума и созерцания естество и время. Или (иначе): в подобных людях, вследствие возвышенности их добродетелей и ведения, неразумное предвосхищение души никоим образом не находится во власти законов естества и времени. А число двенадцать означает эти естество и время, поскольку естество пятирично вследствие чувств (Преп. Максим имеет здесь в виду пять чувств – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), а время седмирично (Преп. Максим имеет в виду шесть дней творения и день покоя), как это всем очевидно. А пять в сочетании с семью дает двенадцать».