Г.Е. Колыванов-Конспект лекций по -Священному Писанию Ветхого Завета-(для 4 курса Семинарии)-Учительные книги Ветхого

Как полагают, псалом написан во времена царя Иосафата. В его царствование на Иудею напали соединенные силы царей Аммонитских, Моавитских и идумейских племен (2 Пар. 20, 1-24). Между этими народами произошла распря, переросшая в междоусобное сражение. Когда иудейское войско выступило для того, чтобы сразиться с врагами, то на месте их лагеря застало лишь большое количество трупов.

Автор псалма выражает уверенность в помощи Божией, какие бы крайние обстоятельства не постигли. «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах, посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля и горы двинулись в сердце морей. Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их. Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего. Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра» (Ст. 2-6).

«Бог не препятствует скорбям постигать нас; но когда они, Он помогает нам, доставляя пользу и опытность. Нужно тщательно наблюдать обстоятельства времени и молиться, чтобы не впасть в искушение, а когда оно постигло, - то не малодушествовать, но стоять мужественно, призывая на помощь Бога и уповая на Него» (Златоуст. Том 5).

5-10 ст. «Речные потоки» - действия Святого Духа. В данных стихах говорится о наступлении христианской эры, о пришествии Мессии, когда «восшумели народы, двинулись царства» под действием евангельской проповеди».

Псалом 48.

Надписание: «Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом». В греческой Библии в надписании указывается на авторство Давида. Предполагают, что псалом написан по поводу восстания Авессалома. В стихах 2-5 все народы приглашаются слушать изречения мудрости. «Слушайте меня все народы; - взывает псалмопевец, - внимайте сему все живущие во вселенной, - и простые и знатные, богатые равно как бедный. Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего – знания...». В стихах 6-11 говорится о том, что не следует бояться преследований со стороны нечестивых, потому что все люди умрут, и нет никого, кто бы мог избежать смерти. Нечестивый человек называет земли своим именем (Ст. 12). Однако он не избегнет смерти и заключения в преисподнюю. (Возможно это намек на Авессалома, который воздвиг самому себе памятник). Но душа праведника будет избавлена от этого. Автор призывает не бояться при виде увеличения силы и славы нечестивого. «Он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света» (Ст. 20). В псалме есть мессианские места. «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их» (ст. 8-9). Святитель Василий Великий, толкуя это место, говорит: «Итак, не ищи брата для избавления, но Того, кто выше Твоей природы и не простого человека, но Богочеловека – Иисуса Христа, Который может дать Богу умилостивительный замен за всех нас, ибо Его предложил Бог в умилостивительную жертву чрез веру в кровь Его» (В.В. – 386). Ст. 16: «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня». «Здесь содержится пророчество о воплощении Божием и об освобождении душ праведников, которые в то время заключены были в аде. Бог, говорит, избавит душу мою от ада, когда через воплощение сделает человеческое существо своим жилищем». Псалом 59.