Беседы с профессором МДА Алексеем Ильичом Осиповым в эфире телеканала «Союз»

Там доказывалось существование Бога; там очень убедительно разбивались в прах так называемые аргументы против существования Бога – атеистические, материалистические теории происхождения религии, и, наоборот, преподносился положительный взгляд на ее происхождение. Я не могу сказать, что эта книга сделала меня верующим, потому что Господь коснулся моего сердца все-таки в таинстве Причастия, но мировоззренчески она, конечно, мой разум буквально перевернула. Она изменила мой взгляд на мир. И потом, когда эта книга, этот учебник машинописный на рассудочном уровне показал мне реальность существования Бога, я приходил домой, – а там, конечно, как в каждой нормальной советской семье, работал телевизор, – и вот я садился у телевизора и ждал, когда же диктор (а дикторы все были очень серьезные, советские такие дикторы) скажет самую главную новость: есть Бог. Я этого очень долго ждал, но так и не дождался: по телевизору так и не сказали, что Бог есть.

Но эти детские мечты, чтобы по телевизору сказали о том, что было написано в этих машинописных листочках «Основного богословия», реализовались. Реализовались в телеканал «Союз», с экрана которого мы пытаемся достучаться до всех вас и сказать главную «новость», которая должна войти в ваши сердца – что есть Бог. Это главная «новость» вообще всего нашего существования.

И вот сегодня в нашей студии, недавно открывшейся в Москве в Андреевском монастыре, первый гость – автор этой книги, этого учебника (но мы сейчас знаем, что и гораздо большего количества книг) профессор Московской  Духовной академии Алексей Ильич Осипов.

Здравствуйте, Алексей Ильич. Я прошу прощения за такое длинное вступление, но я хотел, чтобы наши зрители поняли, почему на телеканале «Союз» Вы постоянно присутствуете и почему в какой-то степени Вы являетесь «знаменем» телеканала «Союз», – и выразить Вам глубокое почтение, которое идет еще с моего четырнадцатилетнего возраста. А сегодня Вы просвещаете духовенство и мирян, тех, которые эти книги читают, не только посредством Ваших книг, но и нашу огромную зрительскую аудиторию. Еще раз Вас приветствую в студии телеканала «Союз».

– Здравствуйте. Спасибо, отец  Димитрий. Хорошее начало – половина дела.

– Позвольте начать нашу сегодняшнюю встречу с Вами с такого, может быть, банального вопроса: я думаю, он интересен нашим зрителям, потому что они уже много лет слушают Ваши удивительные лекции, но понятия не имеют, кто же такой Алексей Ильич Осипов. Давайте я сформулирую вопрос как его формулирует современная пресса: «Кто Вы, профессор Осипов?»

– Замечательно. Вопрос, конечно, не простой, но придется поисповедаться. Первое, о чем хочу сказать – что когда мне было четыре-пять лет, я все время приставал к своей маме: откуда я? И  когда мой вопрос ей изрядно надоел, однажды она мне сказала: я тебя купила на базаре. Я успокоился. А вот теперь я знаю, что, оказывается,  я родился на Земле, не инопланетянин, никаких предшествующих воплощений у меня не было, и моя жизнь началась именно здесь.

Более того, сегодня я убежден, что других перевоплощений у меня не будет, хотя иногда, когда меня спрашивают: «А как Вы относитесь к клонированию?», я говорю: «О, очень положительно. Я бы тогда сидел дома, читал бы книжки, ездил куда мне хочется, а мои клоны разъезжали бы повсюду и выступали вместо меня. Это было бы просто изумительно». Но пока это райское блаженство просто для меня недостижимо.Ну а дальше что же сказать? Моя жизнь – как и у всех людей: ел, пил, учился. Учился в семинарии, в академии, но самое главное учение началось для меня только тогда, когда я начал преподавать. Римляне правильно говорили «уча, учимся» – я понял: действительно, только тогда начинается обучение, когда ты хочешь других обучать. Тогда ты только начинаешь видеть: первое – что ты ничего не знаешь, второе – что почти ничего не понимаешь, третье – ты не можешь быть учителем по одной причине, что ты сам ничего не делаешь. Ибо учителем, тем более когда мы говорим о таких высоких вещах, как христианская педагогика и научение христианским истинам, немыслимо быть без того, чтобы человек сам стал хоть немножко христианином.И это оказалось для меня, если хотите, очень большим открытием, что, оказывается, я совсем не тот, кем я должен быть. Но вот так я и продолжаю учиться и все более убеждаюсь в том, что чем, кажется, шире раздвигается горизонт, тем – уже не кажется, а на самом деле – я меньше знаю. И это совершенно естественно, потому что горизонт раздвигается, я бы сказал, в геометрической прогрессии, а свои познания видишь в арифметической. Таким образом, все более приходишь к выводу, о котором очень хорошо сказал академик Наан: «Как много нужно знать, чтобы узнать, как мало ты знаешь». Сейчас я в этом состоянии и нахожусь.Теперь я преподаю, как Вы уже сказали, в Московской Духовной академии, читаю там лекции по основному богословию; так  они называются для широкой публики, хотя все студенты знают другое название, более точное, но сокровенное, о котором не знают внешние люди: что этот предмет называется «самое основное богословие», а не просто основное, естественно.Вот и вся моя жизнь, а о прочих вещах и говорить нечего – как у всех и всегда. Единственно, правда, есть момент, который, может быть, отсутствует у многих людей. Я вот читаю лекции – в академии, общественные лекции, получаю много писем, вижу, до чего я хорош, и вижу, до чего более хорошим я себя чувствую и вижу, и жду не дождусь только одного: когда же меня живьем-то канонизируют? Но, к сожалению, этого момента не наступает, а когда я говорю об этом, все смеются. А что здесь смешного, не правда ли? Вот и вся моя биография. Единственное, о чем я хотел бы еще сказать: пока мне еще не открыт день, когда я перейду в другой мир, и час. Это мне пока неизвестно, поэтому жизнь не завершилась. Мне сказали, что жизнь за плечами; да, то, что за плечами, уже прошло, но самое главное теперь то, что впереди. И дай Бог, чтобы то, что впереди – хотя бы в этом отрезке времени начать быть православным христианином. Об этом я, по крайней мере, мечтаю.Хотя святые отцы запрещают мечтательность, говорят, что мечтательность – самый легкий и прямой путь к прелести. Ой, не дай Бог впасть в это; но чтобы быть православным христианином – об этом-то ведь можно мечтать или нет? Это вопрос, на который я пока не ответил.– Алексей Ильич, возвращаясь в 1982 год, для меня судьбоносный, хотелось бы поговорить о такой проблеме. Когда эта книга самого основного богословия перевернула мою жизнь, мне, конечно же, захотелось этой радостью обретения Бога поделиться с окружающими, с близкими. И я, выпросив у батюшки этот учебник, завернув его в массу советских газет, принес своему другу с тем, чтобы он его прочитал и тоже все понял. Прошел день, два, три, неделя… А  я смотрю: где эта книга лежала, там она и оставалась лежать нетронутой.