Святитель Григорий Богослов

Песнопения таинственные

(часть 1)

Оглавление

Слово 1, о началах. 1

Слово 2, о Сыне. 1

Слово 3, о Святом Духе. 2Слово 4, о мире. 3Слово 5, о Промысле. 4Слово 6, об умных сущностях. 5Слово 7, о душе. 6Слово 8, о заветах и о пришествии Христовом.. 8Слово 9, о человеческой добродетели. 9Слово 10, о человеческой природе. 11Слово 11, о малоценности внешнего человека и о суете настоящего. 12Слово 12, блаженства и определения духовной жизни. 15Стихи о самом себе, в которых св. Богослов скрытным образом поощряет и нас к жизни во Христе 16Плач о страданиях души своей. 22Жалобы на свои страдания. 27О суетности и неверности жизни, и об общем всем конце. 28Плач о собственных своих бедствиях, и молитва ко Христу о прекращении жизни. 29К себе самому в вопросах и ответах. 29Молитва ко Христу. 30Сон в храме Анастасии, который св. Григорием устроен был в Константинополе. 30Увещательное послание к Геллению, о монахах. 31На безмолвие во время поста. 35Песнь Христу после безмолвия в Пасху. 37Мысли, писанные двустишиями. 38Двустишия. 39Песнь Богу. 40Молитва ко Христу. 41Молитва утренняя. 42Молитва вечерняя. 42Молитва на другое утро. 42Молитва в болезни. 42Молитва шествующего в пути. 42Плач и моление ко Христу. 43Плачь Григория о себе самом.. 44К самому себе. 45К душе своей. 45Плачь о душе своей. 46Упреки неразумным стремлениям души. 46На плоть. 47На лукавого. 47О брани от бесов. 48Разговор с миром.. 48О бренности естества человеческого. 49Жизнь человеческая. 49Покаянная песнь при конце жизни. 49На болезни. 50О промысле. 51О вочеловечении. 52О подлинных книгах богодухновенного писания. 53Похвала девству. 54Советы девственникам.. 62К девам.. 69К монахам.. 70На целомудрие. 72На любомудрую нищету. 73На терпение. 73Счастье и благоразумие. 73Пристрастие. 73Смерть любезных. 74Недобрые друзья. 74О смиренномудрии, целомудрии и воздержании. 74На гневливость. 83На тех, которые часто клянутся. 88Слово 1, о началах Знаю, что на непрочной ладье пускаюсь в дальнее плавание, или на малых крыльях уношусь к звездному небу, я, в котором родилась мысль открыть Божество, или определения великого Бога, и ключ для всего; тогда как и небесным умам не достает сил возблагоговеть пред Богом сколько должно. Впрочем, поелику Божеству часто бывает приятен дар не столько полной, сколько угодной Ему, хотя и скудной, руки, то смело изреку слово.Но кто злочестив, беги прочь! Мое слово простирается или к очищенным, или к трудящимся над очищением себя. Оскверненные же? Как звери, прикасавшиеся к горе, когда с вершины ее воссиял Христос и писал на скрижалях Моисею закон, немедленно были побиваемы отторгавшимися камнями (См.: Исх.19,13), так будет и с ними. Так слово от нашего лика гонит злых, которые имеют богоборное сердце.А я положу на страницы предисловием как бы то же, что древле богомудрые мужи - Моисей и Исаия (говорю это знающим), когда один давал новописанный закон, а другой напоминал о законе нарушенном, чтобы привести в трепет жестокосердный народ, -представили во свидетельство слова. "Вонми небо и да слышит земля глаголы мои!" (См.: Втор.32,1; Ис.1,2). Дух Божий! Ты возбуди во мне ум и язык, соделай их громозвучною трубою истины, чтобы усладились все, прилепившиеся сердцем ко всецелому Божеству!Един есть Бог безначальный, безвиновный, неограниченный ничем, или прежде бывшим, или после имеющим быть, и в прошедшем и в будущем объемлющий вечность, беспредельный, благого великого Единородного Сына великий Отец, Который в рождении Сына не потерпел ничего, свойственного телу, потому что Он - Ум.Един есть Бог иной, но не иной по Божеству, - сие Слово оного Бога, живая печать Отчая, единый Сын Безначального и Единственный Единственного, во всем равный Отцу (кроме того, что один всецело пребывает Родителем, а другой - Сыном), Мироположник и Правитель, сила и мысль Отца.Един Дух - Бог от благого Бога. Да погибнет всякий, кого не отпечатлел так Дух, чтобы являл Его Божество, у кого или в глубине сердца есть зло, или язык нечист, - эти люди полусветлые, завистливые, эти самоученые мудрецы - этот источник загражденный (См.: Притч.25,27), светильник, сокрытый в темной пазухе! (См.: Лк.11,33.) Слово 2, о Сыне