1.189. К Т. С.

Матушка! Ищущим прежде всего царствия Божьего прочее само приложится... Господь пришел взыскать и спасти погибшего... Господь ради грешников пришел и зовет их на по­каяние: придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас от трудов и от обременения. Господь всех призывает на покой к себе ... Идти и не идти остается на воле каждого человека. Кого Господь наказывает здесь во времен­ной жизни, того к себе приемлет в жизнь вечную, где ра­дость и веселье не имеют конца. Все видимое временно, а не­видимое вечно... Итак, многими скорбями подобает нам войти в царствие Божье. Без сравнения лучше идти тесным и прискорбным путем: сей путь ведет в жизнь вечную; горе будет тем, которые, уклоняясь от спасительного пути, идут пространным путем — всяких забав и веселья: по нему ве­село идти, только такой путь ведет в муку вечную. Избави, Господи, от этого пространного пути, но дай нам истин­ный разум и терпение по тесному идти и жить по заповедям твоим. Удиви на нас, Господи, милость твою: презри вся согрешения наша и помилуй нас по великой милости Твоей. Отчаянных не отчаянная надежда, к тебе прибегаем, Мать Бо­жья, сохрани нас под кровом твоим. — Ангел Божий, Хра­нитель мой Святой, от всякого зла сохрани мя. Взбранной Вое­воде победительная, яко избавльшеся от злых, благодарствен­ная восписуем ти раби твои Богородице: но яко имущая дер­жаву непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся Невесто неневестная. Мир вам о Христе Иисусе! Буди милость Божья на вас и на все семейство ваше спа­сающееся. Слово Божье свет; слушающие его просвещаются.—

Достопочтеннейшей матушке госпоже игуменье Афанасии да поможет Господь странствовать и благоустраивать спасение душ, вверенных ее материнскому попечению в жизнь вечную, чрез многие скорби на некой неимущей конца. Прошу святых ее молитв. 1833 г., Июля 23-го.

2. 9. Марии Петровне Колычевой

Замечания ваши мне приятны, уте­шаюсь ими, и вот одно посвящаю вам для памя­ти — из книги святого Исаака, слово 36-е:

«Не Дух Божий живет в тех, которые пребывают в покое… Тем и отличаются сыны Божии от прочих, что живут они в скорбях, а мир гордится роскошью и покоем.

Иноки плачут, а мир смеется. Они воздыхают, а мир веселится. Они постятся, а мир роскошествует. Трудятся они днем, и ночью предаются подвигам в тесноте и трудах. Некоторые из них пребывают в добровольных скорбях, другие - в трудах, борясь со страстями своими, иные гонимы людьми, а иные бедствуют от страстей, от демонов и от прочего. И одни были изгнаны, другие умерщвлены, иные «проидоша в милотех» (Евр.11:37) и прочее. И исполнилось на них слово Господа: «...в мире скорбни будете, но о Мне возрадуетесь» (Ин.16:33). Господь знает, что живущим в телесном покое невозможно пребывать в любви Его, и потому воспретил им покой и услаждение оным. Христос Спаситель наш, любовь Которого превозмогает телесные смерти, да явит нам крепость любви Своей». Аминь.

Путь Божий — крест есть повседневен, и от сего познавается, яко человек от Бога про­мышляем есть, егда пошлет ему присно печали. Сие же есть пещися о истине. Прочее не егда будеши в пространстве, радоватися тебе подо­бает, о скорбех же лицем дряхловати, и яко чужди пути Божию сия непщевати: от века бо и от родов крестом и смертию наступаема есть стезя его.Не по следу ли святых хощеши ходити или ин путь особен себе хощеши устроити и не страдательне шествовати в нем?»Днем все видно! А ночью темно, ничего не видать. Христос — свет. А мир — тьма. Изволяющие быти во тьме называют тьму своим светом, и свет Христов уже не освя­щает их.2.27. Марии Петровне КолычевойСообщаю на ваши вопросы ответ. Кто за исповедание Истины не щадит и самой жизни своей, тот хороший исповедник. Качест­ва души его духовны во Христе, и мудрствую­щие плотское не могут его разуметь; а теле­сные качества его суть чистота тела и всецелая покорность духу; следовательно, и сии духов­ны, но, по-видимому, показывают изнурение за усердное исповедание повсюду Господа наше­го Иисуса Христа.Теперь по вашему желанию буду вас бранить: зачем вы не довольны настоящим кре­стом, которым довольно обязаны к рачитель­ности вашего спасения? И где вы сыскали такие весы, на которых взвешиваете всю крестную тягость? Вы просите креста; и сами, еще не получив, уже кладете его на весы и судите с ро­бостью о какой-то тяжести, совершенно неиз­вестной. Это стыдно. Повторяю вам, что Про­мысл Божий свят. Бог не даст вам паче меры понести; этому должно верить и о всем благо­дарить Господа. Охотное терпение находящих оскорблений скоро сближает душу с Царствием Божиим. Истинно нас во всем обеспечивает Господь; любящим Его ничто не тяжело переносить из любви к Нему: человеческое же обеспечивание маловременно, непостоянно, скоро изменяемо и потом оскорбительно. Поэтому должно ли жалеть, когда кто лишается такого минутного обеспечения и покоя! Скорбная до­рога — прямой путь к ненарушимому покою! Идем, идем по ней, не унывая, но взаимно ра­дуясь о Господе. Сентября 21-го, 1824 года2.29. Марии Петровне Колычевой