Путь Божий — крест есть повседневен, и от сего познавается, яко человек от Бога про­мышляем есть, егда пошлет ему присно печали. Сие же есть пещися о истине. Прочее не егда будеши в пространстве, радоватися тебе подо­бает, о скорбех же лицем дряхловати, и яко чужди пути Божию сия непщевати: от века бо и от родов крестом и смертию наступаема есть стезя его.

Не по следу ли святых хощеши ходити или ин путь особен себе хощеши устроити и не страдательне шествовати в нем?»

Днем все видно! А ночью темно, ничего не видать. Христос — свет. А мир — тьма. Изволяющие быти во тьме называют тьму своим светом, и свет Христов уже не освя­щает их.

2.27. Марии Петровне Колычевой

Сообщаю на ваши вопросы ответ. Кто за исповедание Истины не щадит и самой жизни своей, тот хороший исповедник. Качест­ва души его духовны во Христе, и мудрствую­щие плотское не могут его разуметь; а теле­сные качества его суть чистота тела и всецелая покорность духу; следовательно, и сии духов­ны, но, по-видимому, показывают изнурение за усердное исповедание повсюду Господа наше­го Иисуса Христа.

Теперь по вашему желанию буду вас бранить: зачем вы не довольны настоящим кре­стом, которым довольно обязаны к рачитель­ности вашего спасения? И где вы сыскали такие весы, на которых взвешиваете всю крестную тягость? Вы просите креста; и сами, еще не получив, уже кладете его на весы и судите с ро­бостью о какой-то тяжести, совершенно неиз­вестной. Это стыдно. Повторяю вам, что Про­мысл Божий свят. Бог не даст вам паче меры понести; этому должно верить и о всем благо­дарить Господа. Охотное терпение находящих оскорблений скоро сближает душу с Царствием Божиим. Истинно нас во всем обеспечивает Господь; любящим Его ничто не тяжело переносить из любви к Нему: человеческое же обеспечивание маловременно, непостоянно, скоро изменяемо и потом оскорбительно. Поэтому должно ли жалеть, когда кто лишается такого минутного обеспечения и покоя! Скорбная до­рога — прямой путь к ненарушимому покою! Идем, идем по ней, не унывая, но взаимно ра­дуясь о Господе. Сентября 21-го, 1824 года

2.29. Марии Петровне Колычевой

Слава Богу, милостивому Промыслителю нашего спасения! О, коль сладок и приятен нам сей глас Его: милости хощу, а не жертвы (Ос 6,6; Мф 9,13) и нет больше той люб­ви, ежели кто душу свою положит за друзей своих (см.: Ин 15, 13). Кого же друзьями Своими признает Христос? Тех, которые живут верою и исполняют заповеди Его: таковые суть и мать, и братия Его. О человеколюбивый Господи! взыщи нас, уклоняющихся от заповедей Твоих; обра­ти, плени и удиви нас милостью Твоею; прости и укрепи, да не согрешаем к тому, да не горше нам будет; соедини нас с Тобою, да возрадуем­ся о спасении Твоем во веки веков. Аминь.О желании совершенно быть свободною во всем душа моя радуется, вас приветствует в этом: даруй нам, Господи, по воле Твоей, мысль благую. Не обинуясь, милостью Божиею открываю вам: не будете свободны там, где же­лаете себе иметь домик, а в своей деревне, при своей церкви, в собственном домике, бла­гоустроенней Божиим, действительно можете быть свободны. Если мысль ваша с этим не со­гласна, то она тьму противностей представит вам, а вы мне: и так мы с вами при свечке разбе­рем, что такое может противиться милости призывающего нас во едино спасение.Пусть представится нам в пример некая госпожа, предавшаяся на службу Богу; вот ее распорядок: при помощи Божией, опасаясь волков и другого рода, под видом овечек, зве­рей, благоизволяет она о Господе спасаться в домашней ограде, уже свыше огражденной, по вере ее, Божиею благодатью. Будучи при своей церкви, она выстроила особенный дом, удобный ко спасению; объявила своим кресть­янам из старых людей и молодых девушек, что ежели кто усердно желает посвятить себя Гос­поду и ходить молиться в церковь, то она тако­вых очень охотно принимает под свое покрови­тельство и готова за них свою душу положить, в благоугождение Небесному Царю. И когда все устроилось по надлежащему, желающие немедленно собрались, как дети к любезней­шей своей матери, и ее к ним приветствие пле­нило их сердца в любовь Божию и любовь к ней; добрые сердца источали из глаз источни­ки и откровенно по ланитам каждого катились благодарные и радостные слезы. О приятное и благоговейное зрелище! о свобода святая! о освобождение своих от своих! о сильная молитва от своих о своих, трудящихся в земледельчестве! И благодать Божия орошает нивы. В каком же восторге госпожа и мать, взирающая на них! Октября 8-го, 1824 года2.91. К М.П. КолычевойОставь, оставь все то, что в мире ни приятно!За все вознаградит Бог в вечности стократно.Ты с Богом не делись, разделу нет причины;