Напишите мне, каким порядком идут ваши занятия и как вы ныне с сестрой проводите дни ваши.

О пище: какую вы обыкли употреблять? Умерьте употребление оной ради спасения, сколько можете, и воздерживайтесь до конца по взаимному согласию.

Вас не будут принуждать к сладостям, ежели вы не будете оставлять ни на час свою келью; приносимое же в то же время можно от­носить в утешение другим сестрам; а с приходящими к вам, кто бы то ни был, можете гово­рить только об одном душеспасении и тотчас со смиренным поклоном просить их молитв и садиться за чтение.

Что себе, то и вам говорю: всякую скуку, и скорбь, и мысленное обуревание терпите ради Господа и более всего берегитесь сообщаться с душами, Богу и миру угодить хотящими: не­сравненно лучше молчать, нежели хотя одно слово сказать в угодность миру против Бога. Ви­дите, как потребны скорби и теснота, чтобы ми­новать пространный путь!.. Бранное слово, с кротостью принятое вами, утверждает душу в подвиге, а ласковое расслабляет ее и лишает мужества. Не покой и не сладость чувств, но брани и горькой скорби здесь надлежит по­нести ищущим Царствия Божия внутри себя. Вы знаете, что по-мирски жить, как по воде плыть; но чтобы духом умерщвлять страсти, нужно противиться миру, уклоняться от суетного ласкания, презирая всякое плотское упокоение, любить произвольную нищету и жить духовно во всяком смирении ради Господа, как научает Евангелие. Хотя же сие и трудно, и горько по­кажется вначале, но конец благ: умерщвлени­ем чувств и горестью временною побеждают­ся смерть и горесть вечная и душа предается Господу; а потом воскреснет и тело и, соединив­шись с душою, пребудет в бесконечной радости, вечно с Господом своим и со всеми благоугодившими Ему. О сладость радости неизреченной! Слава Богу! Радуйтесь о Господе!

О любви к Богу

2.148. Марии Петровне Колычевой

Друг мой о имени Христове.

Лишь мрачные тучи минуют,Вновь сладостно птички ликуют,Тварь радостно хвалит Творца:Так скорбью смягченны сердцаНебесного славят Отца.1юня 18-го, 1828 г.2.156. Марии Петровне КолычевойХристос посреди нас!Лети горе, душа моя,Юдоль плачевную минуя,Болезни, скорби претерпи!О Боже! радость, жизнь моя!В Тебе одном покоюсь я.1юля 12-го, 1828 года.2.169. Марии Петровне КолычевойВот мы сподобились праздновать снисхождение Божие с не­беси для возвождения верующих на небо. Поздравляю вас! Мы в том уверены Богом, что сокровище наше на небеси. На­ше сокровище—любовь, воскрешающая мертвых! Жизнь и свет! Конца нет! тьма тому, кто любовью не дышит, кто любви залогов не хранит... О беспредельная Истина! пленяй меня со­бою и, как Тебе угодно, руководствуй мною. Умираю миру, да живу Тебе. О любовь святая! я ничтожен пред Тобою: на­гради меня Тобою—да живу в Тебе!28-го Декабря, 1828 г.2.174. Марии Петровне КолычевойГосподи Иисусе Христе, Боже мой, даруй душе моей благо­дать, да Тебя единого ищет, все земное презирает и к Те­бе единому желает! Твое да будет все то, еже живу, и весь всего себя Тебе приношу: весь дух, все сердце, все тело, вся жизнь моя Тебе да живет, животе мой сладкий! Всего мя свободил еси, да всем мною возобладавши; всего мя укрепил еси, да всего мя паки имееши. Возлюблю убо Тя, Господи, крепосте моя, возлюблю Тя, неизреченное веселие мое: и поживу уже не мне, но Тебе. Аминь.В тебе, возлюбленная сестра, в самой тебе да отверзут­ся врата чувств твоих, и внидет Царь славы! Кто есть сей Царь славы!—Господь, Повелитель небесных сил, —той есть Царь славы. Некто от блаженных говорит: „блаженна душа, ежели, разлучившися от земных, свободившися от тела, путь свой в небо восприемлет. Безопасна она и безмятежна: не боится она супостата, ниже смерти: имеет бо пред глазами и зрит непрестанно прекрасного Господа, Ему же работала, Его же возлюбила, и к Нему же напоследок в радости и славе преселяется. Сию бо толико блаженства славу ни един день уменьшити, ни един неприятель отняти не может." Гори, мое серд­це—и помни, что гордые ниспадают, а смиренные возносятся.2.175. Марии Петровне Колычевой