Огласительные поучения и завещание

Другие восхищают царство небесное, а нас похищает льстец. Иные совершают дела мучеников, а мы осуждаемся за падение в отступничество. Другие возносятся на небеса, а мы низвергаемся в преисподнюю земли. Иные полагают в сердцах своих восхождение добродетелей, а мы устрояем нисхождение к погибели нашей. Ежели мы не обратимся когда-либо, ежели не воспрянем, ежели не скажем пророческое слово: сердце наше привлекл еси, сердце наше привлекл еси (Песнь неси. 4, 9)! Ей, прошу вас, понудить себя, воздвигнем себя; избегая вин ко греху, потщимся совершать боголепное и преподобное: послушание без рассуждения и повиновение, тщательность в делах наших, благопокорливость со смиренномудрием, чтобы все открывать чрез исповедь, и тотчас же, как только диавол внушит нам лукавые помыслы, противоречить ему и говорить: иди за мною сатана (Матф. 16, 23): влечет ли он нас к похоти плотской, или побуждает к отступничеству, или ввергает в уныние, или пленяет нас нетерпеливостию, или уловляет неверием; ибо всегда расставляет свои тенета, сети и мрежи, и подает снеди и смертоносныя зелия; никогда не знает покоя, не спит, не ест, не пьет, и никакого не имеет другого дела, как только день и ночь старается о погибели душ наших. Посему единственная и главная помощь против него состоит в том, чтобы укреплять себя исповедью, при помощи и заступлении Божием. Итак, не будем лепиться и подвергаться падениям. Хотя и велика его сила к погублению, хотя и коварен он по разнообразию злобы, хотя и беспощаден по естеству и изобретатель нашей погибели, однако не будем бояться его. Ибо с того времени, как Христос и Бог наш принял плоть и стал человеком, он потерял свою крепость и силу. Воспоем же: врагу оскудеша оружия в конец (Пс. 9, 7); ибо Господь, победивший его, дал нам власть наступать на главу его. Укрепляясь верою мы не сочтем его и за ничтожную птицу; но будем его, как гада, попирать о Христе Боге нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 25-Е.О том, что игумен должен изъискивать и употреблять все средства, чтобы проходящие поприще мученического повиновения были в благодушии, дабы, одержав над врагами победу, они получили в награду вечные венцы от Подвигоположника Бога

Братия и отцы! Те, которые ратоборствуют в народных бранях, имеют своих учителей, которые руководят их, обучают военному искусству, и показывают им, как и откуда нападать на врагов, дабы удобнее победить их, и многое другое, что способствует к одержанию победы. Так и нам, смиренным, должно поступать с вами, борцами и страдальцами Христовыми, которые боретесь на поприще мученического повиновения; должно говорить и делать для вас все, что служит в вашему утешению, к мужеству, к благодушию, к терпению, к благонадежию, что приводит вас к навыку в вашем добром подвиге, дабы вам победить врагов своих, и получить венцы, не временные, но вечные от Подвигоположника Бога.

Посмотрим же, если вам угодно, как те приготовляются к войне, и из их примера увидим, что требуется для нас.

И разговор их днем и ночью не о чем ином, как только о том, как действовать, дабы одержать победу, как нападать, когда выйдут на место действия, и где отступать, или кто кого поразит из неприятелей. Итак, они употребляют много трудов. Для чего же? Дабы одержать победу, получить тленные венцы и временные награды, чтобы порадовать зрителей и посрамить побежденных. Если же так поступают они с такою обдуманностию и рассмотрительностию; сколько же, по вашему мнению, должно иметь нам и вам тщательности, заботливости, рассмотрительности, попечения, бдительности и внимания о том и о сем, к тому и другому? Ибо супостат, соперник и враг наш не неопытен и не новоначальный, не нерадив и не ленив; но противостоя нам, великое и невыразимое попечение имеет о том, откуда напасть на нас, как нанести нам удар, где нас уязвить, каким образом бросить и вонзить в нас стрелы, уловить сетьми, и как низринут и повергнуть долу смиренного инока и страдальца благочестия.

Итак, не велик ли наш подвиг? Не великое ли нам нужно попечение? Не великая ли тщательность? Не потребно ли нам воздеть руки к небу и сказать: Призри, Господи, от Святаго жилища Твоего, воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас (Псал. 79, 3). Много нужно нам обучаться и внимать сему, и никогда и никуда не обращать ума и мыслей наших, как только к сему, и притом со смирением и сокрушением сердца, с надеждою и мужеством души, с чистою и испытанною верою и с послушанием, дабы враг, видя это, убоялся и возвратился вспять. Никогда не попустит Господь подвижнику добродетели впасть в уныние, если сей призывает Его в помощь; на Него бо, сказано, упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя (Псал. 27, 7). А когда Господь будет помогать нам, то кто может противостать, или кто может победить нас? Никто. Но если тысячи и тьмы врагов восстанут, таковый не устрашится; ибо Именем Господним победит и расточит их, хотя и не в короткое время. Ибо враг не перестает бороться многие и многие годы; но не может каким-либо образом пресечь усердие, когда при помощи Божией уповаем на победу и вечное наслаждение. Там один день проводят в борьбе, и победители увенчиваются, радуются и веселятся; но радость их не всегдашняя, а только на некоторое время, и опять они бывают как не победившие.

И кто может выразить всю скорбь, которая встретит грешников, как и праведников радость и веселие?

Жалок он, как соделавший достойное жалости, окаянен, как поступивший окаянно. Лучше, если бы он осужден был, как бессловесное животное, нежели, будучи разумным, подвергся вечному мучению.Но приди, посмотри на подвижника Христова, благоразумно рассудившего, который продал все, и волю, и желания, и стяжал одного бисера Христа, которого льстец не мог прельстить здешними наслаждениями. Скажем с Апостолом, он вменен был, яко льстец, (2 Кор. 6, 8) не прельстившийся страстьми, но сохранив душу непорабощенною от страстей, и возжелав быть только рабом Господним; не подвергся он посмеянию подобно многим, но осмеял и посмеялся миру и поруганным от него, — тем которые прилепились к злому, лукавому и вредному, как бы к доброму, вожделенному и полезному: был воздержан, отверг плотские наслаждения, возлюбил девство, нестяжательность, молитву и прочие добродетели, и возненавидел грехи и беззакония. Так мудро он рассудил; если даже он имел всякое человеческое благополучие, и отрекся его и оставил его ради Бога, то он не сделал ничего великого, но оставил как бы одну медницу, или ничтожную славу одного дня, а получил бесчисленные сокровища и бесконечную честь; вот чему он уподобился. Смотри, как он там будет ликовать, веселиться, радоваться, как будет благословлять свою благую решимость, своих добрых наставников и десных своих предстоятелей. И, да не продолжим слово, веселию одного не будет конца, а для другого напротив не будут иметь конца скорбь, печаль и мучение с великим стыдом и срамом.Итак, хотя бы мы были и камни, но должны придти в чувство и похвалить доброе дело, которое мы сделали, величайшее и блаженное, т. е., что оставили мир, стали иноками и проводим жизнь в девстве. Для чего я это сказал? Дабы приложить нам восхождение к восхождению, усердие к усердию, и как бы получивши крылья, и разогревши сердца, возлететь нам добродетелью к Богу, отнюдь ни в чем не давая места диаволу обладать нами. Итак, да исчезнет тщеславие, да бежит преслушание, да отгонится ропот, клевета, дерзость, многословие, леность, спорливость, прекословие, зависть, злословие и всякая гнусная страсть. И пусть пребывает с дерзновением и сияет доброе, вожделенное и боготворное смиренномудрие, небозванное послушание, Христородительное девство, просветительное умиление, радостотворный плач, и всякое другое священное делание. О дабы всем нам, как причастникам сих деланий, быть наследниками Небесного Царства о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава во веки веков. Аминь.ПОУЧЕНИЕ 26-Е.О том, чтобы не давать и не брать что-либо из пищи в братстве без благословенияСиона ради не умолчу, и Израиля ради не умолкну, говорит Божественное Писание (Ис. 62, 1). И я грешный ради спасения душ ваших не ленюсь преподавать вам уроки благочестия, но всегда наставляю вас на всякую истину. Если учащиеся будут послушны, то ни я, ни они не подвергнутся осуждению; а если преслушают, то я получу свою награду, и не буду осужден, а преслушники сами увидят. Несправедливо каждому наблюдать только свою пользу и презирать пользу ближнего своего. Великое лишение и великое бедствие терпит тот, кто сеет плевелы среди чистой пшеницы, как говорит Псалмопевец: аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси. (Пс. 49, 18). И: не живяше посреде дому твоего творяй гордыню: глаголяй неправедная, не исправляше пред очима моима (Пс. 100, 7). Посему, честнейшие мои чада, не желайте сопротивляться друг другу, но показывайте благое соревнование и должное братолюбие один к другому, даже и к тому, кто холоден ко мне и не слушает слов моих. Это я говорю для того, чтобы всем нам спастись. Ибо Господь наш Иисус Христос говорит: несть воля пред Отцем Моим небесным, да кто погибнет (Матф. 18, 14). Итак, все спасайтесь, все понуждайтесь представить себя Богу чистыми, какими созданы были сначала, по подобию Божественного образа, не знающими ни вражды, ни соблазнов. Не собирайтесь по вечерам, не пустословьте и не смейтесь; не делайте сего и при совокупных занятиях, и не вовлекайте один другого в пропасть. — Сердце мое болит, и чувства сердца моего смущаются, (Иерем. 4, 19) говорит громогласный Иеремия в своих Богодухновенных словах. А я нечистый и окаянный говорю вам: скорбь меня объемлет, и стрелы помыслов пронзают меня, когда слышу, что вы худо живете.Бойтесь, чада мои, страшного Бога, и малым нерадением не губите вашего великого подвига и труда. Мы переплыли великое море, зачем же нам подвергаться бедствию в пристани? Мы шли блаженным путем; зачем же дремать, когда еще не достигли покоя Божественных обителей? Поймите то, о чем я говорю, ибо вам дан от Бога разум. — Мужайтесь и да крепится сердце ваше, (Пс. 30, 25) подвизайтесь и утверждайтесь в смиренномудрии. Не будьте самовольны, иначе не исполните моих повелений с радостию. Ибо если кто умертвит свою волю, то как бы ни тяжела была данная ему заповедь, он не соблазняется, но с радостию приемлет ее, слушается, идет и не прекословит, подобно бессловесному животному, которое не противоречит тому, кто его вяжет, как говорит Божественное Писание. Каждый из вас пусть наблюдает за собою, как он живет и как повинуется. Ибо и я из внешних действий заключаю о том, что внутри вас. Кто не имеет своей воли, говорит Св. Дорофей, для того, что бы ни случилось в монастыре, все бывает согласно с его волею, и такой всегда в покое. А кто держится своей воли, тот скорбит, смущается, многоразлично увлекаясь и заблуждая мыслями своими, оправдывается и лицемерствует, так или иначе. О дабы никто из вас не был таковым, а если и уклонится, да не останется таковым! Но будем все служить Богу в чистоте. А если я одно, а вы другое: то это будет уже распря и противление. Если все вы докажете, что ищете волю Божию, а я диавольскую, тогда пусть ваша остается, а моя упразднится. Если же дознаете, что все, что я вам говорю, есть доброе, то зачем вы мне противитесь? Зачем причиняете мне скорби и труды? Вы, почитающие себя тщательными, внимайте: добрая земля, если долгое время будет оставаться без обработки, произрастает терние, как об этом говорит Писание. Посему когда я подвергаю таковых епитимиям, то этим доставляю пользу и себе и им. Ибо все я делаю и говорю для того, чтобы спасти и вас и себя, окаянного.Вот что я вам напомянул, и не перестану напоминать вам об этом, пока останется дыхание в ноздрях моих. Имею напомянуть вам и еще нечто, братия мои. Почему вы не исполняете и этой заповеди подобно прочим? Хотя она кажется и малою, однако уничтожает и великия ваши добродетели. И что я говорю: "малая или великая"? Необходимо, чтобы всякая заповедь Божия исполнялась, ибо всякое преслушание по справедливости заслуживает наказания. Многократно я говорил вам и запрещал, чтобы никто из вас никому не давал самочинно пищу или питье; ибо это делать без спроса может только эконом, подъэконом, келарь и другие распорядители, как я повелел и повелеваю. И потому отселе заповедаю, чтобы никто сего не делал, иначе подвергается епитимии за тайноядение. Вы стыдитесь друг друга ложно, и боитесь тамо, идеже несть страх, и не желая, как говорите, оскорбить брата, оскорбляете Бога и меня, недостойного. Горе вашей совестливости; ибо это есть безумие, ненависть к Богу; самочиние и плотоугодие. Смею сказать, что если бы и Ангел был, ничего от него не принимай. Получаете вы часто плоды с благословением; пусть каждый и ест их; а если кто оных не желает, как случается, по немощи или по другому побуждению, то пусть или отдаст их келарю, или объяснит причину тому, кто раздает их. Тогда он не подвергнется осуждению. Разве вы не знаете, что от сего происходит зазорная дружба? Ибо случается, что вы даете тем, к коим питаете нечистую любовь. Впрочем хотя бы этого и не было, но не происходят ли от сего соблазны, нарекания и смущение, когда один принимает, а другой стоит и смотрит? Всячески он подумает, что его не любят. Если же вы скажете, что при другом ничего не даете, то значит вам необходимо выжидать удобного часа, времени и места; а отсюда произойдут частные дружбы и собрания. Что говорит Василий Великий? Что знаки, подаваемые очами и шептание на ухо дают повод подозревать в каком-либо худом деле [32]. Для чего, (скажете вы) свобода моя судится от иной совести? (1 Кор. 10, 29). Не от меня ли отца вашего, если вы не будете слушаться меня? Ибо случается и это. Если же от меня, тем более от других. Но скажет кто-нибудь: чтобы оказать врагу любовь, я ему даю только очень мало, дружески беседую с ним и отхожу. Вы не имеете права это делать, кроме распорядителей, разве только по их приказанию. И если кто окажется преслушником, тот непременно подвергнется епитимии.