Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского «Сл - Я»

Оглавление

СЛАВОЛЮБИЕ.. 1

СЛЕЗЫ... 1

СЛУЖЕНИЕ (ОБЩЕСТВЕННОЕ) 2

СМЕРТЬ.. 2

СМИРЕНИЕ.. 5СМУЩЕНИЕ.. 18СНЫ (СОН) 20СОБЫТИЯ.. 21СОВЕРШЕНСТВО.. 22СОВЕСТЬ.. 23СОВЕТ (В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ) 23СОКРУШЕНИЕ СЕРДЦА.. 24СООБРАШЕНИЕ С БЛИЖНИМИ.. 25СПАСЕНИЕ.. 25СПОР. 30СРЕБРОЛЮБИЕ.. 30ССОРЫ... 31СТРАСТИ.. 31СТРАХ.. 40СТЫД.. 40СУЕВЕРИЯ.. 41СЧАСТЬЕ.. 41Т.. 41ТЕРПЕНИЕ.. 42ТЩЕСЛАВИЕ.. 42У.. 43УЕДИНЕНИЕ.. 43УКОРИЗНЫ... 45УМ... 46УНЫНИЕ (См. СКУКА) 46УТЕШЕНИЕ.. 47X.. 51ХРАМ... 51ХРИСТИАНСТВО.. 51Ц.. 51ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ.. 51ЦЕРКОВЬ.. 52Ч.. 54ЧИСТОТА.. 54ЧТЕНИЕ.. 54Ш... 62ШУТКИ.. 62Я.. 62ЯРОСТЬ.. 62 СЛАВОЛЮБИЕ...Должны нас устрашать всякая слава и похвала человеческая, ибо, по учению святых отцов: «не только приемляй славу от человек, но даже и слышай шум словес сих с услаждением, лишается вечно славы». Не попусти, Господи, нам увлечься услаждением здешней суетной славы! А св. Иоанн Лествичник считает еще опаснее славы человеческой славу бесовскую, т. е. самохваление; потому-то многие святые отцы более всего побуждают нас к смирению и все наши делания совокуплять с оным; и такое дают оному преимуще­ство, что «смирение одно может нас спасти кроме дел» (св. Исаак Сирин, Слово 46) (II, 152, 235). Какую принесет пользу тебе, что имя твое у всех носится? Тем паче погружай мысль свою в смирение, взирая на неисправность свою, и помни, что услажда­ющиеся славою, и кроме худых дел, лишатся мзды будущего воздаяния. Хотя бы ты и достойна была славы, но пред Богом приятнее грешник с покаянием и смирением, нежели праведник с гордостью (V, 110, 189). СЛЕЗЫСлезы до очищения от страстей бывают ложнымиУведомляете меня о своем положении в письме... что вы теперь сильно сокрушаетесь о прежней жизни вашей и даже плачете и рыдаете. Плакать нам долж­но; истинное раскаяние требует плача, и плача много­го; только слезам в страстном устроении верить не должно как правильным. Святой Иоанн Лествичник в 7 Степени говорит: не верь источникам слез твоих прежде совершенного очищения от страстей. И еще в той же Степени: «Егда во мнящихся по Богу плакати узрим гнев и гордость, то слезы таковых должно почитать за неправильные, кое бо общение свету ко тме?» Сей святой тут же говорит, что у новоначальных бывают слезы от многих и различных причин: от естества, от неправильной скорби <т. е. обиды, само­любия> от тщеславия, от блудного беса и от других причин, и советует таковые слезы исследовать страхом Божиим и очищать памятию исхода из сей жизни, чтобы стяжать слезы чистые и непрелестные, в кото­рых нет окрадения или возношения, но паче очище­ние, от греха отмытие. Причем должно всегда по­мнить сего же святого слова, сказанные им в той же степени: «велика злоба врагов наших; они и матерь добродетелей соделывают материю страстей и вины смирения обращают в повод к гордости» (I, 447, 757-758). Сестры часто в церкви плачут, но я не одобрю их плача; не их меры это, я от них о сем не слыхал. Ты читала 6 Степень Лествицы и письмо мое о слезах… слезы часто бывают виною высокоумия, и не велено верить тем слезам, кои прежде очищения текут; и когда на них мы опираемся, то слезы эти не истинные но прелестные (III, 230, 385). Не верь тем слезам, кои текут прежде, нежели ты от всех грехов совершенно себя очистил (III, 3, 21).