Собрание Творений
Ответ. Великий Иов не хуже Давида праведностью, как и облеченностью силой. Он царь и по избранию равен Давиду праведностью и истиной, засвидетельствованной Богом. И он сказал к Богу: "Руки Твои создали меня", — и еще: "Вспомни, что из брения Ты меня создал". Можно ли после этого говорить, что душа старше тела? Или создание не относится к названному неизменному сотворению? И тем самым мы назовем этого человека неодушевленным? Никак нет, так как божественный Моисей сказал всему миру: "И взял Бог прах от земли, и создал человека", — не прибавляя, что нетленным и что вскоре его сделал, не говоря, что сперва сотворил голову, затем лицо, затем шею, затем ладони и ступни. Откуда мы можем думать именно так? Оставь болтовню. Ведь откуда мы можем знать, что не с уст или не с языка начал создавать нас лучший Искусник премудрый Бог.
(176) Вопрос. В чем, по твоему мнению, выражается то, что человек создан по образу Божию. Этот образ Божий выразился в душе, как в духе сущем и невидимом? или в телесном низком облике?
Ответ. Ни в чем из этого, а только в бессмертии души. И в том, что он всем владеет. Но не отсюда он получает истинное точное подобие Богу. Ибо и душа, и тело созданы. Душа и тело соединены вместе для союза. А за этим соединением уже следует все остальное: и разделение, и отстояние. А Божество несложно и нераздельно, и лишено внешнего образа, пребывая Само в Себе. И всегда Оно таково же. И владение не может быть как подобие сравнимо с изначальным образом: ибо тот, кому оказана милость, не равен славой властелину. Властелин дарует и ни в чем не нуждается. Тот, кто попросит, тому он даст. Ибо от Бога властелин поставлен владеть товарищами, а Бог никем не поставлен, Сам всем властвуя.
(177) Вопрос. Но каждый в себе видит, что душа — это одно, а тело — другое. И дай нам ответ о душе и теле. Что, как ты думаешь, есть по образу Божию?
Ответ. Человек — это никогда одно не отделено от другого. Дух — это не человек. Труп — без разума и без чувств. А из них получается единый человек. Душа подвластна переменам и смене пути: одно она забывает, а другое вспоминает и помнит. Человек без зависти радуется делам, бывает мощен духом, бывает и умоляющим и немощным в скудости. Иногда мыслит самое чистое, а иногда — блудное. Иногда предпринимает праведное, а иногда — неправедное. Иногда бывает человеколюбцем, иногда — человеконенавидцем, зря гневаясь и внезапно становясь кротким. Душа подвластна разделению и изменению. Ибо возвышенный Апостол явным образом сказал, возглашая: «...слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа...» Можно рассудить мыслью и умом: как может быть образом Бога, Который неизменен, душа, подвластная разделению и различению? Душа обличаема в помышлении и уме не только Богом, но и собственными Пророками много раз в глубине, а кто постигнет Божий замысел или помышление? Ведь святой Апостол возглашает: "Кто уразумел ум Господень? Кто был Ему советник?" Если душа, которая старше человеческого рассудка и размышления, неспособна быть мыслима образом и подобием Божиим, то сколь дальше отстоит от подобия тело? Душа по своей сущности нетленна, а тело тленно. Душа невероятно велика и не может быть измерена, а тело мало и объемлемо. Душа неподвластна никаким причинам и невредима, а тело подлежит болезням, повреждениям, способно к тлению. Душа непостижима и неосязаема, а тело осязаемо и мимолетно. Душа бесплотна и невещественна, и выше всякой высоты, а тело имеет тяжесть и бренно, привязанное к земле, склоняемое книзу и вширь. Душа не растет, не кончается, не истощается, не уменьшается, не исчезает... Не будь зависим от дольного и не приписывай Божеству члены, а послушай? Бога, говорящего: "Вознесу на небо руку Мою" "Клялся десницей Моей" и еще "Небо у Меня престол, а земля — подножие ногам Моим". И еще Пророк говорит: "Измеривший небо пядью", и в другом месте: "Перстом начертавший скрижали каменные и вручивший боговидцу Моисею". И как еще сказал Давид — божественный певец: "Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, и призри на меня и помилуй меня". Поэтому ли ты придаешь Божеству образ, начертывая для Него члены и суставы? Если ветер, когда веет, проходит всюду, и воздух окружает все вещи, то сколь более это может Тот, Кто повелел, чтобы ветер веял, и, собрав веяние, охватил Престол Сидящего? Божество необъятно: ибо если земля — подножие Его, то почему свободно ходят те, кто пашет, почему от востока на запад проходящие, по повелению царскому переходя землю, не соприкасаются с Его ногами? Каким образом небо измерил пядью Тот, Кто сидит наверху? И как Тот, Кто сидит наверху, опять же "на небо воздвигнул руку"? Как Он всего лишь перстами, без резака, вытесал скрижали, начертав без пишущего инструмента на них Заповеди, и законодателю дал написанный на них Закон? Воспрянь оком размышления. Ты видишь, что все это — "гадания", а не образы. Ты видишь, что мы прилагаем к Божеству слабое и малое, как капля по отношению к морю, которое своей величиной превосходит все состоящие из частей вещи и все окропляет. Так все это приложимо к Божией пучине, говоря словами Пророка. Море ведь просторно, не имея образа, голосит без уст, движется без ног, преклоняется (волнами) без колен. Успокаивается и ведет корабельников, не имея руки; воздвигает на высоту, не имея крыл. Топит многих, без локтей, пальцев и ладоней. Море пенится и плюется, хотя у него совсем нет губ. Оно может метать камни, не имея мышц. Оно поднимает тысячекратно отягощенные корабли и, не имея зубов, прогрызает и поглощает. И если то, что в природе, что просто и изменчиво, имеет, однако, обыкновение такое творить, то сколь более него Тот, Кто возмущение и волнение, которое невозможно выдержать, обуздал ничтожным песком, словно железной оградой его обнеся, чтобы волны не выходили вовне, а все свое стремление разбив в пену, возвращались в море. Так и веяние ветра: оно веет и шумит, не имея уст, разрушает постройки без мышц, без рук охватывает и колеблет плоды растений, раскапывает и раскрывает бездну, а то, что под ней, выкладывает, не пользуясь ни лопатой, ни рылом. Восстает, поднимается и сопротивляется, запрещая плыть тысячекратно отягощенным кораблям, не будучи причастен ни груди, ни плечам. А другие корабли, белеющие как овцы, он гонит словно в тын, как бы по полю по пучине, не ударяя ни стрекалом, ни палкой. Оно украшает весьма бледный путь людей, словно опыляя его разными красками. И если море и ветер, все превышающие своей величиной, не имеющие, однако, образа и по отношению к Божеству как комар или сверчок, или горошина, или что-либо еще меньшее, но они бегут, поднимаются, держат, благодеют, терзают, обогащают, топят, приводят, отводят. Почему же тогда ты придаешь образ Божеству, любимый мой? И расписываешь на члены единое и несложенное [Божество], когда слышишь: "Призри на меня"; "Протяни руку Твою свыше"; "Извлеки меня и освободи "меня", — и тому подобное. Оставь, наконец, прилагать к душе или телу, что человек — по образу Божию. Как может быть образом недолговечное и минующее, когда Бог вопиет через Пророка: "Я есмь и не меняюсь".
(178) Вопрос. Раз, как думается нам, не то же самое ум и душа, если ум — это око в теле, и ум во всяком случае невидим и он в невидимой душе, то не есть ли ум по образу Божию?
Ответ. Ум и душа это не одно и то же. В согласии с моими установлениями, ум не вне души, но образ Божий не подвластен тлению и переменам, [а душа переменчива]. Ибо сказал возвышенный духом Апостол: "Пою духом, пою и умом", — называя духом душу, для которой ум — владыка и строитель. Ему повинуются и как царю — во главе (в голове) сидящему возвышенному владыке, поднося вверх замыслы и советы сердца. Он непобедим очень многим, хотя помысел воюет с помыслом, размышление с безумием, «ибо из сердца исходят злые помыслы», как сказал Господь. Если нас побеждает помысл, который из сердца, то мы сопротивляемся ему умом. Как бы царь издает закон — и скоро умолкает страсть. И если мы с разумом наткнемся на безумие, то вновь будет низложена презрительная гордыня — и заботой ума, разбором, угаснет то, что клокочет в несчастном теле. Ибо безумие — это отделение (отлучение) ума, когда душа остается без его наставлений, оказываясь вдали от наставника. Помышление — это присутствие и управление ума, и наставление ума, которое вкладывают учителя в учеников, когда их наставляют.
(179) Вопрос. А те, кто не учился, они не имеют ума? Ответ. Они имеют ум, подобный тем, кто облечен в рубище и мешковину. Они как бы одеты в разодранное и не делающее чести платье. А тому, что душа — это иное, чем ум, есть достойный веры свидетель — Апостол, как я указал выше. А если вы ожидаете сверх этого более очевидного ответа, то посмотрите на беснующихся и безумных. У них есть душа, но ума у них нет, что и есть безумие. От них отлучился ум, или же они расслаблены неким бесом. И посмотри ты со мной теперь, как существуют они одушевленные, но лишенные ума; нет для них указаний от Бога, хотя они и совершились и приняли природу, но от неимения ума они попадают на нож или пьют отраву или какой яд, как хорошее питье, очень скоро получая жалкую смерть. К этому принуждает безумие.(180) Вопрос. Если ум — владыка души, и если, имея ум, мы приобретаем, а когда он покидает нас, мы погибаем, то значит именно ум сотворен по образу Божию, то есть как спаситель. Ответ. Хотя я и назвал ум владыкой души, но не назвал его подобным. Сам ум не по образу Божию, ибо как образом нетленного может быть тленный и зависящий от причин? Как может быть пленный — подобен крепкому и всегда таким же без перемен остающемуся? Ибо ум прародителей в раю подчинился, то есть уступил наветам змея. Он или оторвался от души, или пал вместе с нею, как говорит возвышенный разумом Апостол: "Боюсь, не прельстит ли кого-нибудь из вас змей, вновь придя, и растлятся ваши помыслы". И В другом месте он сказал, уже оплакивая погибших: "люди, развращенные умом, невежды в вере". И опять: "Я вижу, что в членах моих другой закон, который сражается против закона моего ума, и* опутывает меня законом греха". И как образом неизменного, не испытывающего повреждений, не зависящего от причин может быть то, что побеждено противником, или же уступило ему, или павшее вместе с душой и соскользнувшее в преступление?(181) Вопрос. Но в чем же тогда, ты думаешь, мы по образу Божию? Или все в нас ты показываешь неуместным? Ответ. Что по подобию, я немного после дам ответ, сколь хватит сил, следуя Божественному Писанию. А "по образу", как я сказал прежде, думаю, в бессмертии и владычности души; не иначе. Только как сказано выше. Ибо говорит Священное Писание: «...и стал человек душею живою», — то есть бессмертной. И перед этим, выше говоря, сказал Бог: «...сотворим человека по образу» и подобию «Нашему», и да владеет «рыбами морскими, и над птицами небесными... и над скотом», зверями и пресмыкающимися по земле". Это владение всем поднебесным творением и бессмертие души, это я и имею по образу Божию, и по причине этого дивлюсь неизреченной Божией благостыни (правде). Давид, певец божественного, сказал: "Господи, что есть человек, что ты помнишь его? Что есть сын человеческий, что посещаешь его?" В согласии с отцом говорит и Соломон, премудрый в божественных вещах: "Господи, что есть человек, что Ты его возвеличил и возвеличиваешь, и поселяешь ум в нем?" И опять же Давид: "Все покорно у ног его, овцы и волы все" и еще: и дикие звери, и птицы небесные, и рыбы морские, которые ходят морскими путями.(182) Вопрос. Но почему сначала нам велено владеть рыбами и птицами, а потом скотами, зверями и пресмыкающимися?