Сокровище духовное, от мира собираемое
О том же
Когда земледелец сеет свои семена в землю, тогда глупый человек, который, не зная плода, происходящего от семени, смеется над этим, думая, что земледелец напрасно губит свои семена, бросая их в землю. Но земледелец, надеясь, что его семя, бросаемое в землю, принесет ему плод больший, нежели сеется, не перестает сеять. Так люди глупые и несмысленные делают. Они, видя, что христианин расточает имение и дает убогим, смеются над этим, думая, что губит он свое имение. Эти люди думают, что только то имение не погибает, которое расходуется на то, что видимо — на суету и прихоти этого мира. Потому и сами не на милостыню, а на плотские похоти расходуют свои имения, а над теми, которые расточают и дают убогим, смеются. Смейся, человек, смейся. Но после горько заплачешь и зарыдаешь ты, который не жалеешь тратить тысячи или сотни на приданое твоей дочери, на построение и украшение богатых домов, на дорогие вина и на богатые столы, на шелковые и виссонные одеяния, на кареты и коней, на собачью охоту и прочие прихоти, а ради Христа, Который за тебя пострадал и умер, Который так тебя, врага, возлюбил, что и Самого Себя ради тебя не пощадил, — ради Христа, говорю, столь Великого и Высокого твоего Благодетеля, и рубля и полтины жалеешь подать, да и еще от Его добра, тебе данного. Ибо все добро, какое ни имеем, — Его. «Господня земля и что наполняет ее» (Пс.23:1). Рассуждай так, и непременно будешь жалеть и плакать. А если сейчас не будешь жалеть и плакать, то во Второе пришествие Христово и в день воздаяния будешь жалеть и плакать, но поздно и бесполезно. Как ленивые мужики и гуляки, видя земледельцев, собирающих плоды своих посеянных семян и радующихся им, сами сетуют и скорбят, ничего не видя в руках своих, ибо не трудились, не сеяли, потому и плодов не собирают и так остаются без надежды на пропитание, так и христиане, любящие роскошь, и гуляки при кончине века и воскресении из мертвых — тогда будет христианская жатва (Мф.13:30), — постыдятся и посрамятся, заплачут и зарыдают тогда, когда увидят добрых христиан, пожинающих плоды своих семян, себя же увидят бесплодными, в крайней нищете. Тогда они действительно узнают, что богатство, на прихоти и роскоши истраченное, — погибает и истратившего в погибель ввергает. А богатство, в руки нищих и убогих, ради имени Христова вложенное, — сохраняется, и намного лучшее и с великим прибытком возвращается. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7). Окаянные немилостивые лишатся милости, «ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2:13). Тогда милостивые, сотворившие дела милости, услышат от Праведного Судии: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». А немилостивые, любящие роскошь и гуляки, расточившие добрые Господни имения не на убогих, а на прихоти свои, как рабы негодные и строители неверные, услышат: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; был болен и в темнице, и вы не посетили Меня» (Мф.25:34—43). Христос не требует добра нашего, но Сам все нам подает. Не требует, говорю, Христос, но требуют христиане, братья наши. И что дается христианам, то, по человеколюбию Своему, Христос Себе вменяет, ибо говорит: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40). А что не делается христианам, то и Самому Христу не делается, по сказанному: «так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф.25:45). Что делается членам, то и голове делается. И чего не делается членам, то и голове не делается. Делается добро членам — его вменяет и голова себе. Не делается добра членам — не делается и голове самой. Думай об этом, человек, скупой на подаяние милостыни, щедрый на прихоти и роскоши свои! Благословенный христианин! Христолюбивая душа! Не смотри на сыновей этого века, которые всячески стараются угодить этому миру, а не Христу, умершему за них. Но доброе творить не переставай: «ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Галл.6:9). Возлюбленный, не уподобляйся злому, а уподобляйся благому. «Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога» (3 Ин 1:11). Подражай земледельцу, в подходящее время сеющему с надеждой на плод. Сей и ты семена свои в нынешнее время, и во время жатвы с радостью пожнешь. «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Галл.6:7—8). Вожделенно и сладко будет слышать: «Приидите, благословенные!» Страшно и ужасно: «Идите от Мене, проклятые!» Христиане, да звенят всегда в ушах эти два этих слова: «приидите, отойдите». Помилуем братию нашу — и сами помилованы будем. Подадим — и нам подастся. Аминь.
О том же
Земледельцы не просто бросают свои семена в землю, но прежде в своем уме представляют жатву, и смотрят на плоды, рождаемые от посеянных семян, и их с усердием желают, и так, взирая на будущие прибытки, трудятся и сеют. Так и купцы не просто по чужим странам ездят, но прежде смотрят на богатство, от купечества собираемое, и так странствуют и купечествуют. Так и путники не просто идут в путь, но прежде смотрят на место, к которому хотят идти, и так предпринимают путь, трудятся и идут по пути к намеченному месту. Так и воины не просто идут на битву, но прежде умными очами взирают на победу, и славу, и честь, от победы последующую, и так идут на битву и сражаются против врага. Так и каждый в мире этом трудится не просто, но прежде взирает на результат, ради которого труд начинает, и на плод, от труда последующий, и так начинает трудиться. Ибо никто ничего не начинает и не делает без предложения и намерения. Возлюбленный христианин, подражай и ты таким труженникам, которые трудятся ради временных благ. Они трудятся, взирая на тленное и скоро преходящее добро. Ты воззри на вечные блага оком веры, блага, «каких не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2:9). И трудись, и сей с надеждой получения этих благ. Воззри на жатву ту, которая будет в последний день, жатву, в которой не земные, а небесные, не тленные, а нетленные, не временные, а вечные плоды собираются. И так ныне, на земле, пока есть время, пока сев и подходящее для него время не прошло, сей семена твои — и во время этой жатвы пожнешь плоды. Земледельцы и прочие трудящиеся ради земных благ часто и обманываются в своей надежде. Ибо не всегда бывает добрый плод и не всегда получают люди то, чего желают и ради чего трудятся. Но кто с верой, с надеждой и усердием ищет вечных благ, тот не обманывается, а получает их, так как «верен Обещавший» (Евр.10:23). Трудись и ты и сей ныне, сей с верой и надеждой. Не бойся: семя не погибнет. В руки нищих даешь, но в руках Христовых даваемое обретается и с великим прибытком к тебе возвратится. Положи в своем уме и затверди в своей памяти, что Отечество и дом твой — на небесах. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф.6:19—20). Не опасайся, там сокровенное сокровище все цело будет и в последний день перед всем светом произнесется и объявится, и отдастся тебе, и будет неотлучно с тобой во веки веков. Отсюда следует: 1) Ты покажешь, что душой, умом и сердцем из этого мира вышел и гражданство свое имеешь на небесах, хотя телом в мире обращаешься. И можешь с апостолом говорить: «наше жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп.3:20). «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21). Непременно духом своим, сердцем и мыслями будешь обращаться туда, где сокровище твое сокровенное. 2) Получишь его в свое время. Услышишь от Христа в этот день: «Возлюбленный, вот твое сокровище, которое скрывал ты не на земле, но на небесах, по слову Моему! Вот, отдается оно тебе целым! Прими его и утешайся тем. И будь богат не тленным, а нетленным богатством». 3) Сокровище, скрываемое на земле, приносит страх и печаль скрывающему, он боится, как бы не украли его. Ты, скрывая свое сокровище на небесах, от этого страха и печали освобождаешься, и будешь свободен, спокоен и мирен душой, что есть превеликое добро душевное. Христианин! Куда ни обращай мысль свою, однако не будешь иметь покоя, если в это Отечество и дом не предпошлешь своего сокровища. Хоть в земле скрывай его, хоть в комнате и сундуках заключай, хоть сторожам поверяй, хоть на прихоти и роскоши расточай, — однако не убежишь мучительной заботы о нем. Всегда и везде, где ни будешь, будет с тобою попечение, печаль и страх, и, как червь внутри дерево, это зло внутри сердце твое и душу твою будет снедать и мучить. И так от сугубого зла пострадаешь — грешить и мучиться будешь. А когда в небо через руки нищих и убогих людей пошлешь, то от этого зла освободишься. Ради этого поверь слову Христову: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», — и перенеси сокровище свое с земли на небо, и там с твоим сокровищем твое сердце обращаться будет. Что же любезнее и слаще того, чтобы телом на земле жить, а душой и сердцем на небесах находиться. О Иисусе, Свет душевных очей наших! Открой душевные наши очи — да увидим блага эти, «которые Ты приготовил любящим»Тебя, и с желанием и усердием поищем их. Возлюбленный христианин! Если ты хотя бы малую частицу этих благ увидел, то ты, все в этом мире презрев, с великим стремлением к ним поспешил бы. Но поверь, пожалуйста, истинному Божиему слову, которое достовернее всякого видения, — и поищи их.
О том же
Убоги земледельцы, которые мало имеют собранных плодов. Хотя и нужду терпят, однако берегут их, чтобы было что сеять и чтобы плоды собрать. Убогий христианин! Делай и ты так же, как делают эти убогие и разумные труженики. Убогое имение у себя имеешь, но не все расточай на свои домашние расходы. Береги, чтобы было что посеять и во время жатвы плоды собрать. Удели часть и от убогого Христу, Который сторицею в свое время тебе отдаст. Хотя бы немного семян сей в руки нищих, да благодатию Божиею умножится плод твой. Давай просящему у тебя с усердием, и малое, поданное от доброхотного подателя, за великое почтет и примет Человеколюбивый Иисус, как от убогой вдовицы две лепты принял. «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Мк.12:43—44). Клади и ты хотя бы лепты в руки нищих, как семена в землю, и в свое время с радостью пожнешь. И «чаша» студеной «воды, во имя Христово» поданная, не бывает забыта у Него (См. Мк.9:41).
33. Десница
Видим, что десница, или правая рука ничего не держит в себе, но что принимает, то опять отдает. Христианин! Человек ничего своего не имеет, кроме немощей, грехов, бедности и окаянства, а все принимающей десницею от Создателя своего принимает: разум, здоровье, крепость, богатство, серебро и золото, дом, одежду, хлеб, пищу, питье, скот и прочее. А должен быть и десницею отдающей. Многие бывают десницей принимающей, но не все — десницей отдающей. Многие принимают, но не все отдают. Будь, христианин, не только десницею принимающей, но и отдающей. Принял ты от Бога добро, не держи его у себя, но отдавай во славу Божию и в пользу ближнего. Принял от Бога разум — не скрывай его, но давай неразумным и несмысленным, да и твой талант умножится. Принял здравие и крепость — не скрывай их, но употребляй на благословенные труды. Принял богатство — не скрывай его в земле, в клети и сундуках, не трать на прихоти и роскоши Божиего добра, а разделяй нищим и убогим людям — братии твоей. Принимаешь хлеб — дели свой хлеб с желающими. Имеешь одеяния — не держи их в своей клети, но одевай ими нагую свою братию. Имеешь скот — пусть служит он не только тебе, но и прочим людям. Имеешь дом — не закрывай его, но открывай приходящим и странствующим, и прочее. Вот тебе, христианин, десница! Будь не только принимающей, но и отдающей десницей. От Бога принимаешь всякое добро — отдавай его во славу Подателя добра и в созидание требующего добра твоего. Тогда будешь верным строителем дарований Божиих. И что от Бога получишь, то опять к Богу обратишь, то есть во славу Божию. И за это Бог воздаст тебе, как верному строителю, уже не земными, а небесными, не временными, а вечными благами. Если не творишь так, то, как злой и неверный раб, Господом твоим будешь наказан и услышишь: «негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:30).34. Царь – податель, и похититель его даянияЕсли бы Царь своему подданному что-нибудь подарил и тотчас какой-нибудь нахальник из его рук перед царскими глазами похитил бы тот подарок, что бы тогда от Царя последовало похитившему? Непременно возгорелся бы сильный гнев на похитителя. И праведно, так как и давшему Царю великая досада, и получившему рабу обида была бы. Бог, Царь Небесный, по благости и человеколюбию Своему, всем людям блага Свои дает. И в руки им влагает, чтобы все довольствовались Его благами и Его, как своего Благодетеля, знали и благодарили. Но бесстрашные люди дары Божии у людей похищают и как бы из рук вырывают, и творят это беззаконное дело перед всевидящими Божиими очами. Бог дает Свое добро рабам Своим, как подарок в руки их, а они поданное добро Божие похищают. И кого Бог удостаивает, они как бы недостойным делают. И кого Бог снабжает, они лишают. И кого Бог обогащает, они обедняют. И Бог это их беззаконное дело видит. Рассуди, человек, какая досада бывает Богу и какая людям обида от таких похитителей. А отсюда какой сильный гнев Божий возгорится на них, и сказать нельзя! Тех, которые братии своей — нищим и убогим людям — не помогали, отсылает в огонь вечный, как читаем у Матфея, в главе 25-й: что же будет тем, которые не только не помогают, но и похищают и отнимают? Рассуждай об этом, лакомый похититель и чужим добром насыщающийся! Такое беззаконное дело творят: 1) Разбойники, которые на путников нападают и у них имущество их отнимают. 2) Сильные, но бесстрашные лица, которые у бедных вдовиц и прочих не имеющих заступников людей отнимают земли, рощи и прочие угодья, для поддержания жизни им нужные. 3) Начальники, которые не дают подначальным жалованья, Государем им определенного, или дают, но не сполна, а без всякой причины у себя, ради лакомства своего, удерживают. 4) Судьи и приказные люди, которые от приходящих в суд плату берут и без платы дела не делают. У них обыкновенная в том хитрость есть: «завтра приди»; а это слово значит: «принеси, и будет сделано дело». 5) Господа помещики, которые или великими оброками, или многими работами крестьян своих отягчают. Это тяжкое хищение, хотя ослепленный господин и не видит. Бедный крестьянин лето целое трудится и потеет, но питаться и одеваться с домашними нечем. Пашет и сеет, но почти все собирает один помещик. Много стонет и вздыхает Отечество наше от этих «благородных» душ, как и от «справедливых» судей! Господи, пощади создание Твое! 6) Тайные грабители и воры, которые лавки, дома, хлевы обкрадывают, и прочее чужое добро тайно похищают. 7) Беззаконные купцы, которые плохую вещь за хорошую и дешевую за дорогую продают и в какой-нибудь продаже ближнего своего обманывают. 8) Всякий, кто каким-нибудь способом чужую вещь неправедно себе присваивает. Все такие добро Божие, Богом в руки человеческие данное, похищают, и как бы из рук их перед Богом вырывают. Человек! Бог ближнему твоему дает добро Свое во владение его, как в руки, а ты добро это из рук его похищаешь. И Бог твое беззаконное дело видит, видит и в книге Своей записывает, и представит это перед лицом твоим на Суде Своем. Тогда и увидишь, как ты плохо делал! Но покайся и возврати похищенное, и рассыпь добро, собранное злом, да не явится с тобой на том суде, и не будет сказано о тебе: «Вот человек, и дела его!»О том жеПохититель царского подарка более обижает себя, чем того человека, у которого похищает подарок. Так и всякий похититель, вор и грабитель больше вредит себе, чем тому, у кого похищает. Похититель царского дара лишается царской милости и попадает под царский гнев. Так и всякий похититель и вор, который чужое добро похищает, лишается милости Божией и подлежит праведному Его гневу. Похититель царского дара, как царский противник и его царского величества досадитель, исключается из числа добрых подданных и предается наказанию. Так и всякий хищник и вор исключается из числа добрых христиан и подпадает наказанию временному и вечному. Что временному наказанию подлежит, то видим. Видим то, как неправдою собранное похитителями имущество рассыпается и погибает, а сами они страдают в этом мире от бесчестия, угрызения и мучения совести. И часто бывает, что такие на некоторое время обогащаются и, как цветок на поле, некоторое время блистают, но вдруг, как цветок, увядают и опадают и делаются, как один из нищих и убогих. Похищенное чужое добро, как огонь, вошедший в дом, все прочее имущество поедает, ибо где неправда, там проклятие Божие вселяется. Где проклятие Божие, там никакого добра не будет, а всякое злополучие последует. Хищники и грабители подобны человеку, черпающему решетом воду. Так и из их рук все, что ни похищают и ни собирают, через различные ручьи вытекает, как решетом черпаемая вода. Похищай и хватай, человек, как хочешь и что хочешь. Однако все из рук твоих вытечет, и неправедная собственность твоя, как огонь, истребится. А что похититель и вор вечному наказанию подлежит, ясно из того, что апостол написал: «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царства Божия не наследуют» (1 Кор.6:10). Не сотворившие милости ближнему своему изгоняются и отсылаются в огонь вечный (Мф.25:41). Как уж пострадают похищающие чужое? Так похититель и разбойник более себя обижают, чем ближнего своего, у которого похищают; более себе вредят, чем ему. О человек! Временно пользуешься чужим, но вечным страданием за это платить будешь. Страшно и слышать о вечном страдании, а не только страдать. Но не избежишь того, воистину не избежишь, если не покаешься и не примиришься с братом твоим. Говорит тебе Господь: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф.5:25—26). Примиряйся, человек, примиряйся скорее со всеми, кого ты обидел. Примиряйся, пока находишься на пути жизни твоей, пока Праведный Судия не зовет тебя к Себе на суд. Зовет же всякого через смерть. А каким позван будешь, таким и суду Его предстанешь.35. Вернись! Не туда пошелБывает в этом мире, что человек идущего человека возвращает назад и кричит вслед ему: «Слышишь? Вернись! Не туда пошел». Так и Бог в совести человеку говорит и вопиет ему, когда тот хочет зло сделать: «Возвратись, человек! Не туда идешь ты. «Уклонись от зла» (Пс.33:15). Христианин! Хочешь ли ты отомстить, повредить, или, что хужее того, убить ближнего своего? Бог вслед тебе вопиет: «Вернись, человек!» Хочешь ли блуд сотворить и осквернить тело свое? Бог вопиет тебе: «Вернись, человек!» Хочешь ли украсть, похитить и отнять у ближнего своего добро? Бог гремит в совести твоей: «Вернись, человек!» Хочешь ли ближнего своего прельстить и обмануть? Бог тебе вопиет: «Вернись, человек!» Хочешь ли оклеветать, осудить, обругать и опорочить брата своего? Бог возвращает тебя от того и говорит: «Вернись, человек! «Удержи язык свой от зла» (Пс.33:14). Так и от прочих грехов отвращает тебя Бог и к совести своей зовет тебя: «Вернись, человек! «Уклонись от зла и сотвори благо». А что в совести тебе говорит, то и в слове Своем святом говорит. Совесть непогрешительная и слово Божие согласны. Что совесть говорит, то и слово Божие. От чего совесть удерживает и отвращает, от того и слово Божие. За что совесть обличает, за то и слово Божие. И за что совесть хвалит, за то и слово Божие. Например, обличает совесть тебя за воровство — обличает за это и слово Божие. Хвалит тебя совесть за милость, сотворенную твоему ближнему, — хвалит и Божие слово. «Блаженны милостивые»(Мф.5:7). Поэтому когда совесть нас от чего отвращает и удерживает — это глас Божий, вопиющий внутри нас, отвращающий и удерживающий нас от зла! Христиане! Послушаем гласа Божиего и отвратимся от зла, по увещанию Святого Духа: «Ныне, если голос Его услышите, не ожесточите сердец ваших» (Пс.94:7—8). И воззовем мы, и услышит нас Господь.