Сокровище духовное, от мира собираемое

О том же

Когда земледелец сеет свои семена в зем­лю, тогда глупый человек, который, не зная плода, происходящего от семени, смеется над этим, думая, что земледелец напрасно губит свои семена, бросая их в землю. Но земледе­лец, надеясь, что его семя, бросаемое в зем­лю, принесет ему плод больший, нежели се­ется, не перестает сеять. Так люди глупые и несмысленные делают. Они, видя, что хрис­тианин расточает имение и дает убогим, сме­ются над этим, думая, что губит он свое име­ние. Эти люди думают, что только то имение не погибает, которое расходуется на то, что видимо — на суету и прихоти этого мира. По­тому и сами не на милостыню, а на плотские похоти расходуют свои имения, а над теми, ко­торые расточают и дают убогим, смеются. Смейся, человек, смейся. Но после горько заплачешь и зарыдаешь ты, который не жале­ешь тратить тысячи или сотни на приданое тво­ей дочери, на построение и украшение богатых домов, на дорогие вина и на богатые столы, на шелковые и виссонные одеяния, на кареты и коней, на собачью охоту и прочие прихоти, а ради Христа, Который за тебя пострадал и умер, Который так тебя, врага, возлюбил, что и Самого Себя ради тебя не пощадил, — ради Христа, говорю, столь Великого и Высокого твоего Бла­годетеля, и рубля и полтины жалеешь подать, да и еще от Его добра, тебе данного. Ибо все доб­ро, какое ни имеем, — Его. «Господня земля и что наполняет ее» (Пс.23:1). Рассуждай так, и непре­менно будешь жалеть и плакать. А если сейчас не будешь жалеть и плакать, то во Второе при­шествие Христово и в день воздаяния будешь жалеть и плакать, но поздно и бесполезно. Как ленивые мужики и гуляки, видя зем­ледельцев, собирающих плоды своих посеян­ных семян и радующихся им, сами сетуют и скорбят, ничего не видя в руках своих, ибо не трудились, не сеяли, потому и плодов не со­бирают и так остаются без надежды на про­питание, так и христиане, любящие роскошь, и гуляки при кончине века и воскресении из мертвых — тогда будет христианская жатва (Мф.13:30), — постыдятся и посрамятся, зап­лачут и зарыдают тогда, когда увидят добрых христиан, пожинающих плоды своих семян, себя же увидят бесплодными, в крайней ни­щете. Тогда они действительно узнают, что бо­гатство, на прихоти и роскоши истраченное, — погибает и истратившего в погибель ввер­гает. А богатство, в руки нищих и убогих, ради имени Христова вложенное, — сохраняется, и намного лучшее и с великим прибытком возвра­щается. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7). Окаянные немилости­вые лишатся милости, «ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2:13). Тогда милос­тивые, сотворившие дела милости, услышат от Праведного Судии: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». А немилос­тивые, любящие роскошь и гуляки, расточив­шие добрые Господни имения не на убогих, а на прихоти свои, как рабы негодные и строи­тели неверные, услышат: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странни­ком, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; был болен и в темнице, и вы не посетили Меня» (Мф.25:34—43). Христос не требует добра на­шего, но Сам все нам подает. Не требует, гово­рю, Христос, но требуют христиане, братья наши. И что дается христианам, то, по чело­веколюбию Своему, Христос Себе вменяет, ибо говорит: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40). А что не делается христианам, то и Са­мому Христу не делается, по сказанному: «так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф.25:45). Что делается членам, то и голове делается. И чего не дела­ется членам, то и голове не делается. Делается добро членам — его вменяет и голова себе. Не делается добра членам — не делается и голове самой. Думай об этом, человек, скупой на по­даяние милостыни, щедрый на прихоти и рос­коши свои! Благословенный христианин! Христолюби­вая душа! Не смотри на сыновей этого века, которые всячески стараются угодить этому миру, а не Христу, умершему за них. Но доб­рое творить не переставай: «ибо в свое время по­жнем, если не ослабеем» (Галл.6:9). Возлюблен­ный, не уподобляйся злому, а уподобляйся благому. «Кто делает добро, тот от Бога; а де­лающий зло не видел Бога» (3 Ин 1:11). Подра­жай земледельцу, в подходящее время сеюще­му с надеждой на плод. Сей и ты семена свои в нынешнее время, и во время жатвы с радос­тью пожнешь. «Что посеет человек, то и по­жнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Галл.6:7—8). Вожделенно и сладко бу­дет слышать: «Приидите, благословенные!» Страшно и ужасно: «Идите от Мене, проклятые!» Христиане, да звенят всегда в ушах эти два этих слова: «приидите, отойдите». Помилу­ем братию нашу — и сами помилованы будем. Подадим — и нам подастся. Аминь.

О том же

Земледельцы не просто бросают свои се­мена в землю, но прежде в своем уме представ­ляют жатву, и смотрят на плоды, рождаемые от посеянных семян, и их с усердием желают, и так, взирая на будущие прибытки, трудятся и сеют. Так и купцы не просто по чужим стра­нам ездят, но прежде смотрят на богатство, от купечества собираемое, и так странствуют и купечествуют. Так и путники не просто идут в путь, но прежде смотрят на место, к которому хотят идти, и так предпринимают путь, тру­дятся и идут по пути к намеченному месту. Так и воины не просто идут на битву, но прежде умными очами взирают на победу, и славу, и честь, от победы последующую, и так идут на битву и сражаются против врага. Так и каж­дый в мире этом трудится не просто, но преж­де взирает на результат, ради которого труд на­чинает, и на плод, от труда последующий, и так начинает трудиться. Ибо никто ничего не начинает и не делает без предложения и на­мерения. Возлюбленный христианин, подражай и ты таким труженникам, которые трудятся ради временных благ. Они трудятся, взирая на тлен­ное и скоро преходящее добро. Ты воззри на вечные блага оком веры, блага, «каких не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2:9). И трудись, и сей с надеждой полу­чения этих благ. Воззри на жатву ту, которая бу­дет в последний день, жатву, в которой не зем­ные, а небесные, не тленные, а нетленные, не временные, а вечные плоды собираются. И так ныне, на земле, пока есть время, пока сев и под­ходящее для него время не прошло, сей семена твои — и во время этой жатвы пожнешь плоды. Земледельцы и прочие трудящиеся ради земных благ часто и обманываются в своей на­дежде. Ибо не всегда бывает добрый плод и не всегда получают люди то, чего желают и ради чего трудятся. Но кто с верой, с надеж­дой и усердием ищет вечных благ, тот не об­манывается, а получает их, так как «верен Обе­щавший» (Евр.10:23). Трудись и ты и сей ныне, сей с верой и надеждой. Не бойся: семя не погибнет. В руки нищих даешь, но в руках Христовых даваемое обретается и с великим при­бытком к тебе возвратится. Положи в своем уме и затверди в своей памяти, что Отечество и дом твой — на небесах. «Не собирайте себе со­кровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф.6:19—20). Не опасайся, там сокро­венное сокровище все цело будет и в после­дний день перед всем светом произнесется и объявится, и отдастся тебе, и будет неотлуч­но с тобой во веки веков. Отсюда следует: 1) Ты покажешь, что душой, умом и серд­цем из этого мира вышел и гражданство свое имеешь на небесах, хотя телом в мире обра­щаешься. И можешь с апостолом говорить: «наше жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп.3:20). «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21). Непременно ду­хом своим, сердцем и мыслями будешь обра­щаться туда, где сокровище твое сокровенное. 2) Получишь его в свое время. Услышишь от Христа в этот день: «Возлюбленный, вот твое сокровище, которое скрывал ты не на земле, но на небесах, по слову Моему! Вот, отдается оно тебе целым! Прими его и утешайся тем. И будь богат не тленным, а нетленным богатством». 3) Сокровище, скрываемое на земле, при­носит страх и печаль скрывающему, он боит­ся, как бы не украли его. Ты, скрывая свое со­кровище на небесах, от этого страха и печали освобождаешься, и будешь свободен, споко­ен и мирен душой, что есть превеликое добро душевное. Христианин! Куда ни обращай мысль свою, однако не будешь иметь покоя, если в это Оте­чество и дом не предпошлешь своего сокрови­ща. Хоть в земле скрывай его, хоть в комнате и сундуках заключай, хоть сторожам поверяй, хоть на прихоти и роскоши расточай, — одна­ко не убежишь мучительной заботы о нем. Все­гда и везде, где ни будешь, будет с тобою попе­чение, печаль и страх, и, как червь внутри де­рево, это зло внутри сердце твое и душу твою будет снедать и мучить. И так от сугубого зла пострадаешь — грешить и мучиться будешь. А когда в небо через руки нищих и убогих людей пошлешь, то от этого зла освободишься. Ради этого поверь слову Христову: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», — и перенеси сокрови­ще свое с земли на небо, и там с твоим сокрови­щем твое сердце обращаться будет. Что же лю­безнее и слаще того, чтобы телом на земле жить, а душой и сердцем на небесах находиться. О Иисусе, Свет душевных очей наших! От­крой душевные наши очи — да увидим блага эти, «которые Ты приготовил любящим»Тебя, и с желанием и усердием поищем их. Возлюб­ленный христианин! Если ты хотя бы малую частицу этих благ увидел, то ты, все в этом мире презрев, с великим стремлением к ним поспешил бы. Но поверь, пожалуйста, истин­ному Божиему слову, которое достовернее вся­кого видения, — и поищи их.

О том же

Убоги земледельцы, которые мало имеют собранных плодов. Хотя и нужду терпят, однако берегут их, чтобы было что сеять и чтобы плоды собрать. Убогий христианин! Делай и ты так же, как делают эти убогие и разумные тру­женики. Убогое имение у себя имеешь, но не все расточай на свои домашние расходы. Бе­реги, чтобы было что посеять и во время жат­вы плоды собрать. Удели часть и от убогого Христу, Который сторицею в свое время тебе отдаст. Хотя бы немного семян сей в руки ни­щих, да благодатию Божиею умножится плод твой. Давай просящему у тебя с усердием, и ма­лое, поданное от доброхотного подателя, за ве­ликое почтет и примет Человеколюбивый Иисус, как от убогой вдовицы две лепты при­нял. «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищни­цу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все про­питание свое» (Мк.12:43—44). Клади и ты хотя бы лепты в руки нищих, как семена в землю, и в свое время с радостью пожнешь. И «чаша» сту­деной «воды, во имя Христово» поданная, не бы­вает забыта у Него (См. Мк.9:41).

33. Десница

Видим, что десница, или правая рука ни­чего не держит в себе, но что принимает, то опять отдает. Христианин! Человек ничего своего не имеет, кроме немощей, грехов, бед­ности и окаянства, а все принимающей дес­ницею от Создателя своего принимает: разум, здоровье, крепость, богатство, серебро и зо­лото, дом, одежду, хлеб, пищу, питье, скот и прочее. А должен быть и десницею отдаю­щей. Многие бывают десницей принимаю­щей, но не все — десницей отдающей. Мно­гие принимают, но не все отдают. Будь, христианин, не только десницею принимающей, но и отдающей. Принял ты от Бога добро, не держи его у себя, но отдавай во славу Божию и в пользу ближнего. Принял от Бога разум — не скрывай его, но давай нера­зумным и несмысленным, да и твой талант ум­ножится. Принял здравие и крепость — не скрывай их, но употребляй на благословенные труды. Принял богатство — не скрывай его в земле, в клети и сундуках, не трать на прихоти и роскоши Божиего добра, а разделяй нищим и убогим людям — братии твоей. Принимаешь хлеб — дели свой хлеб с желающими. Имеешь одеяния — не держи их в своей клети, но оде­вай ими нагую свою братию. Имеешь скот — пусть служит он не только тебе, но и прочим людям. Имеешь дом — не закрывай его, но открывай приходящим и странствующим, и прочее. Вот тебе, христианин, десница! Будь не только принимающей, но и отдающей десницей. От Бога принимаешь всякое добро — от­давай его во славу Подателя добра и в созида­ние требующего добра твоего. Тогда будешь верным строителем дарований Божиих. И что от Бога получишь, то опять к Богу обра­тишь, то есть во славу Божию. И за это Бог воздаст тебе, как верному строителю, уже не земными, а небесными, не временными, а веч­ными благами. Если не творишь так, то, как злой и неверный раб, Господом твоим будешь наказан и услышишь: «негодного раба выбрось­те во тьму внешнюю; там будет плач и скре­жет зубов» (Мф.25:30).

34. Царь – податель, и похититель его даяния

Если бы Царь своему подданному что-ни­будь подарил и тотчас какой-нибудь нахальник из его рук перед царскими глазами похитил бы тот подарок, что бы тогда от Царя последовало похитившему? Непременно возгорелся бы сильный гнев на похитителя. И праведно, так как и давшему Царю великая досада, и полу­чившему рабу обида была бы. Бог, Царь Небесный, по благости и чело­веколюбию Своему, всем людям блага Свои дает. И в руки им влагает, чтобы все доволь­ствовались Его благами и Его, как своего Бла­годетеля, знали и благодарили. Но бесстрашные люди дары Божии у людей похищают и как бы из рук вырывают, и творят это беззаконное дело перед всевидящими Божиими очами. Бог дает Свое добро рабам Своим, как подарок в руки их, а они поданное добро Божие похища­ют. И кого Бог удостаивает, они как бы недо­стойным делают. И кого Бог снабжает, они ли­шают. И кого Бог обогащает, они обедняют. И Бог это их беззаконное дело видит. Рассуди, человек, какая досада бывает Богу и какая людям обида от таких похитителей. А отсюда какой сильный гнев Божий возгорит­ся на них, и сказать нельзя! Тех, которые бра­тии своей — нищим и убогим людям — не по­могали, отсылает в огонь вечный, как читаем у Матфея, в главе 25-й: что же будет тем, ко­торые не только не помогают, но и похищают и отнимают? Рассуждай об этом, лакомый по­хититель и чужим добром насыщающийся! Такое беззаконное дело творят: 1) Разбойники, которые на путников нападают и у них имущество их отнимают. 2) Сильные, но бесстрашные лица, которые у бедных вдовиц и прочих не имеющих заступ­ников людей отнимают земли, рощи и прочие угодья, для поддержания жизни им нужные. 3) Начальники, которые не дают подначаль­ным жалованья, Государем им определенного, или дают, но не сполна, а без всякой причины у себя, ради лакомства своего, удерживают. 4) Судьи и приказные люди, которые от приходящих в суд плату берут и без платы дела не делают. У них обыкновенная в том хитрость есть: «завтра приди»; а это слово значит: «при­неси, и будет сделано дело». 5) Господа помещики, которые или вели­кими оброками, или многими работами крес­тьян своих отягчают. Это тяжкое хищение, хотя ослепленный господин и не видит. Бед­ный крестьянин лето целое трудится и поте­ет, но питаться и одеваться с домашними не­чем. Пашет и сеет, но почти все собирает один помещик. Много стонет и вздыхает Отечество наше от этих «благородных» душ, как и от «справедливых» судей! Господи, пощади со­здание Твое! 6) Тайные грабители и воры, которые лав­ки, дома, хлевы обкрадывают, и прочее чужое добро тайно похищают. 7) Беззаконные купцы, которые плохую вещь за хорошую и дешевую за дорогую про­дают и в какой-нибудь продаже ближнего сво­его обманывают. 8) Всякий, кто каким-нибудь способом чу­жую вещь неправедно себе присваивает. Все такие добро Божие, Богом в руки че­ловеческие данное, похищают, и как бы из рук их перед Богом вырывают. Человек! Бог ближнему твоему дает добро Свое во владение его, как в руки, а ты добро это из рук его похищаешь. И Бог твое беззаконное дело видит, видит и в книге Своей записывает, и представит это перед лицом твоим на Суде Своем. Тогда и увидишь, как ты плохо делал! Но покайся и возврати похищенное, и рассыпь добро, собранное злом, да не явится с тобой на том суде, и не будет сказано о тебе: «Вот чело­век, и дела его!»

О том же

Похититель царского подарка более обижа­ет себя, чем того человека, у которого похища­ет подарок. Так и всякий похититель, вор и гра­битель больше вредит себе, чем тому, у кого по­хищает. Похититель царского дара лишается царской милости и попадает под царский гнев. Так и всякий похититель и вор, который чужое добро похищает, лишается милости Божией и подлежит праведному Его гневу. Похититель царского дара, как царский противник и его царского величества досадитель, исключается из числа добрых подданных и предается нака­занию. Так и всякий хищник и вор исключает­ся из числа добрых христиан и подпадает на­казанию временному и вечному. Что временному наказанию подлежит, то видим. Видим то, как неправдою собранное по­хитителями имущество рассыпается и погиба­ет, а сами они страдают в этом мире от бесчес­тия, угрызения и мучения совести. И часто бывает, что такие на некоторое время обогащают­ся и, как цветок на поле, некоторое время бли­стают, но вдруг, как цветок, увядают и опада­ют и делаются, как один из нищих и убогих. Похищенное чужое добро, как огонь, вошед­ший в дом, все прочее имущество поедает, ибо где неправда, там проклятие Божие вселяет­ся. Где проклятие Божие, там никакого добра не будет, а всякое злополучие последует. Хищники и грабители подобны человеку, черпающему решетом воду. Так и из их рук все, что ни похищают и ни собирают, через различ­ные ручьи вытекает, как решетом черпаемая вода. Похищай и хватай, человек, как хочешь и что хочешь. Однако все из рук твоих выте­чет, и неправедная собственность твоя, как огонь, истребится. А что похититель и вор веч­ному наказанию подлежит, ясно из того, что апостол написал: «Ни воры, ни лихоимцы, ни пья­ницы, ни злоречивые, ни хищники царства Божия не наследуют» (1 Кор.6:10). Не сотворив­шие милости ближнему своему изгоняются и отсылаются в огонь вечный (Мф.25:41). Как уж пострадают похищающие чужое? Так по­хититель и разбойник более себя обижают, чем ближнего своего, у которого похищают; более себе вредят, чем ему. О человек! Временно пользуешься чужим, но вечным страданием за это платить будешь. Страшно и слышать о вечном страдании, а не только страдать. Но не избежишь того, воис­тину не избежишь, если не покаешься и не примиришься с братом твоим. Говорит тебе Господь: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слу­ге, и не ввергли бы тебя в темницу. Истинно го­ворю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не от­дашь до последнего кодранта» (Мф.5:25—26). Примиряйся, человек, примиряйся скорее со всеми, кого ты обидел. Примиряйся, пока находишься на пути жизни твоей, пока Правед­ный Судия не зовет тебя к Себе на суд. Зовет же всякого через смерть. А каким позван бу­дешь, таким и суду Его предстанешь.

35. Вернись! Не туда пошел

Бывает в этом мире, что человек идущего человека возвращает назад и кричит вслед ему: «Слышишь? Вернись! Не туда пошел». Так и Бог в совести человеку говорит и вопиет ему, когда тот хочет зло сделать: «Возвратись, че­ловек! Не туда идешь ты. «Уклонись от зла» (Пс.33:15). Христианин! Хочешь ли ты отомстить, по­вредить, или, что хужее того, убить ближнего своего? Бог вслед тебе вопиет: «Вернись, че­ловек!» Хочешь ли блуд сотворить и осквер­нить тело свое? Бог вопиет тебе: «Вернись, человек!» Хочешь ли украсть, похитить и отнять у ближнего своего добро? Бог гремит в совести твоей: «Вернись, человек!» Хочешь ли ближнего своего прельстить и обмануть? Бог тебе вопи­ет: «Вернись, человек!» Хочешь ли оклеветать, осудить, обругать и опорочить брата своего? Бог возвращает тебя от того и говорит: «Вернись, человек! «Удержи язык свой от зла» (Пс.33:14). Так и от прочих грехов отвращает тебя Бог и к совести своей зовет тебя: «Вернись, человек! «Уклонись от зла и сотвори благо». А что в сове­сти тебе говорит, то и в слове Своем святом го­ворит. Совесть непогрешительная и слово Божие согласны. Что совесть говорит, то и слово Божие. От чего совесть удерживает и отвраща­ет, от того и слово Божие. За что совесть обли­чает, за то и слово Божие. И за что совесть хва­лит, за то и слово Божие. Например, обличает совесть тебя за воровство — обличает за это и слово Божие. Хвалит тебя совесть за милость, сотворенную твоему ближнему, — хвалит и Бо­жие слово. «Блаженны милостивые»(Мф.5:7). По­этому когда совесть нас от чего отвращает и удер­живает — это глас Божий, вопиющий внутри нас, отвращающий и удерживающий нас от зла! Христиане! Послушаем гласа Божиего и отвратимся от зла, по увещанию Святого Духа: «Ныне, если голос Его услышите, не ожесточите сердец ваших» (Пс.94:7—8). И воззовем мы, и ус­лышит нас Господь.