Сокровище духовное, от мира собираемое
40. Рабы, ожидающие господина своего
Бывает, что господин отходит из своего дома для известного ему дела. Так Христос Господь, совершив великое дело спасения нашего, отошел от этого мира и, вознесшись на небо, сел одесную Бога Отца. Господин, исходя из своего дома, говорит своим рабам: «Сидите дома, и каждый свое дело делайте, я скоро возвращусь». Так Христос Господь, отходя от этого мира, приказал нам, рабам Своим, говоря: «Я приду опять к вам, и приду скоро. «Вот, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Ин 14:3; Откр.22:12). Будьте готовы, «да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему» (Лк 12:35—36). Верные и добрые рабы делают то, что господин им приказал, и ожидают его прихода. Так и верные и добрые рабы Христовы делают по слову Христа Господа своего, ждут пришествия Его и готовятся к встрече с Ним. «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп.3:20). Бывает, что рабы, не ожидая скорого прихода своего господина, так говорят: «Не скоро еще придет наш господин». И начнут гулять и бесчинствовать. Но тут неожиданно слышится крик — господин идет! Так и христиане, недобрые и нерадящие о спасении своем, помышляя в сердце своем: «Медлит Господь наш», — начнут гулять и нечествовать. Но тут внезапно услышится вопль и глас трубный: «Вот, Господь идет! Выходите навстречу Ему». Блаженны те рабы, которых их господин, придя, найдет бодрствующими и выходящими навстречу ему. Так блажены те христиане, которых Христос Господь, придя, найдет бодрствующих и готовых к Его встрече. Окаянны те рабы, которых господин, придя, увидит неисправными. Так окаянны и те христиане, которых Христос Господь, придя, найдет неверными Себе и ходящими по своим прихотям. Неисправных рабов предает господин на наказание. Так и христиане, не творящие волю своего Господа Иисуса Христа, предадутся в вечное наказание. «И негодного раба ввергните во тьму кромешную, там будет плач и скрежет зубов. Бодрствуйте, так как не знаете, в какой час Господь ваш придет» (Мф.25:30, 13)! Ибо как неизвестную кончину определил нам Христос Господь, чтобы мы всегда ее ожидали, так и неизвестный день пришествия Своего в мир положил, чтобы мы каждый день Его ждали. И как не знаем, когда нас позовет Господь к Себе, да будем всегда готовы, так не знаем дня и часа, когда Он к нам придет, да будем каждый день и час готовы к Его встрече. Христианин! Видишь, что человек умирает тогда, когда не ждет, и отходит к тому веку. Так думай и размышляй, что и Господь придет к нам неожиданно. Тогда неожиданно услышится вопль: «вот, жених идет, выходите навстречу ему!» (Мф.25:6). Услышится глас трубный: восставайте мертвые! Идите на суд! «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:30, 27). Итак, как ожидаешь кончины своей и готовишься к ней, чтобы блаженно скончаться, так ожидай и пришествия Господа твоего и готовься к встрече Его, чтобы сподобиться в пришествии Его одесную Его встать и услышать со слышащими сладчайший глас Его: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34).
41. Позванный на суд человек
Видим, что когда человек на суд зовется, о том только думает, все усилия прилагает, и с друзьями своими советуется, чтобы на суде не посрамиться и не осужденным быть. Христианин! Ты позовешься на суд не человеческий, а Божий. «Ибо всем нам должно явиться пред Судилищем Христовым, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор.5:10). Тем более должен ты готовиться и все усилия прилагать, чтобы на Суде том не посрамиться и не быть осужденным. Часто бывает, что человек от суда человеческого убегает. От того Суда никто сбежать не может, так как непременно он будет, и будет всем. Это истинно так, как истинно то, что день вчерашний был и сегодняшний есть. На суде человеческом для изыскания истины требуются свидетели, которые часто виноватого оправдывают. На том Суде не так. Судия Тот не требует свидетелей, но Сам все знает. На суде человеческом виноватому часто помогает серебро и золото, как это бывает на беззаконных судах. На том Суде не так, потому что Судия Тот даров не требует и не принимает. На суде человеческом виноватого часто защищают высокие и сильные лица и прочие помощники. На том Суде они ничем не могут, они и сами тогда скроются и будут, как подлые. На суде человеческом часто смотрят на лица. Часто богатый убогому, почтенный подлому, благородный худородному предпочитается. На том Суде иначе, потому что Тот Судия смотрит не на лица, но на совесть и дела. Тогда перед Ним встанут рядом все: рабы и господа, цари и их подданные, богатые и нищие. На суде человеческом часто хитрость оправдывает виноватого. На том Суде она умолкнет и онемеет. Там ей места не будет, потому что Судия, как Всеведущий, все знает. На суде человеческом судится человек перед немногими. На том Суде будет судиться перед всем светом, перед Ангелами и людьми. На суде человеческом пороки судимого немногие знают. На том Суде злые дела, слова и помышления судимых грешников перед всем светом обличатся. На суде человеческом перед немногими стыд и срам судимому бывает. На том Суде перед всем миром постыдится и посрамится бедный грешник. От суда человеческого виноватому последует не что иное, как только временная смерть или иная какая казнь временная. Тем Судом не временной, а вечной смерти предастся осужденный грешник. Видишь, христианин, некоторые обстоятельства суда человеческого и того Христова Суда. Видишь и то, как человек со всяким опасением готовится к суду человеческому, который по сравнению с тем Судом — ничто. Однако со всяким прилежанием готовятся люди к этому суду, чтобы не посрамиться. Христианин неисправный, прилепившийся к суете этого мира, не перестающий бесстрашно нарушать закон Божий, грех чем-то малым, или, что горше того, — ничем считающий! Пощади душу свою бедную. Возведи очи свои мысленные к тому страшному всемирному позорищу, на котором «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ» (Мф.12:36). И готовься со всяким опасением к тому дню, от которого каждому следует идти или в муку вечную, или в жизнь вечную. Подражай в этом важном деле хотя бы сынам этого века, которые позваны на суд человеческий и со всякой тщательностью к нему готовятся, чтобы не постыдиться. Ты предстанешь Судилищу Божию, а не человеческому, на котором не будет лицеприятия. Думай об этом заранее и готовь себя к тому великому дню!
О том же
Бывает, что люди, сделав какое-то преступление и узнав свой грех, пока не позовутся на суд, приходят к Царю или к иной какой власти, и со смирением грех свой исповедуют, падают перед властью, просят прощения, и получают. Христианин! Знаешь ты, что позовешься на Суд Божий, и за все твои грехи, делом, словом и помышлением сделанные, истязан будешь. Сделай и ты, как разумные сыны века сего делают. Обратись от своих грехов и приди ко Христу Судии, Царю Небесному, Которому ты согрешил, исповедуй перед Ним свои грехи со смирением, падай перед Ним, и осуждай сам себя перед Ним сейчас, и не осудишься Им тогда. Зови к Нему мытаревым гласом: «Боже! Милостив буди мне, грешному, — и сотвори достойные плоды покаяния» (Лк 18:13; 3:8). Тогда все твои грехи и беззакония загладятся и не вспомнятся, потому что Он будет судить не несогрешивших, но согрешивших и непокаявшихся. Для того покаяние и проповедовалось, чтобы покаялись согрешившие и получили от Него милость. Кайся и заглаживай воздыханием и слезами свои грехи, в совести твоей написанные, да и в Божией книге они загладятся и не явятся на оном Суде. Это и есть приготовление к Страшному Суду! Нет другого, кроме него. Будь всегда в истинном покаянии. И будешь готовиться к оному Суду, на котором и ты непременно явишься. И так, начав новую христианскую жизнь, жди от Него милости. Кающемуся и живущему в новой христианской жизни, прежняя его беззаконная жизнь уже не повредит. Одно только от нас требуется: чтобы мы исправились и изменили себя к лучшему. Помни всегда о том дне и твердо держи, что ты, как и прочие, на тот Суд, Суд Божий, а не человеческий, позовешься, и позовешься неожиданно, когда вострубит Архангельская труба. Это размышление подвигнет тебя к истинному покаянию и будет держать в смирении и сокрушении сердца. Память и размышление о том Суде не допустит тебя творить грех, мстить ближнему, а подвигнет к прилежной и усердной молитве. Помня о том Суде, не будешь искать веселых дней в мире, но более будешь желать слез, плача и воздыхания. То что люди веселятся, и плоти угождают и беззаконничают, бывает от забвения и неразмышления об оном Суде. Помни о Суде, и будешь истинно каяться, каждый день обновляться и в лучшую сторону меняться. И будешь не таким, как прежде. Как огонь всякий смрад, так страх Суда оного всякую гнилость и смрад от души будет изгонять и ее час от часу очищать.
О том же
Видим в мире, что на неправедный суд бывает апелляция или донос Царю или иной какой власти, и судившие сами к суду призываются и судятся судьи неправедные. Так неправости, насилия, озлобления, обиды, которые бедным людям делаются, и неправедные суды царей, князей, господ, пастырей и прочих властей на небо вопиют, и вопли их входят в уши Господа Вседержителя, Царя царствующих и Господа господствующих, и суда у Него просят. Бедные люди, не имея где найти, кто бы их плач услышал, обиды и насилия отвратил, и слезы отер, — на небо к Богу, Отцу сирых и Судии вдов, воздыхают и вопиют: «Боже! Ты наш Создатель и Господь, Ты наш Защитник и Помощник. Мы на земле бедности и слезам нашим не находим удовлетворения. Ты услышь и помилуй нас, бедных, и отри слезы терпящего зло Твоего создания! Сильные сильным, благородные благородным, господа господам, богатые богатым, судьи судьям помогают. Мы нигде не найдем помощи себе. У Тебя просим! «Тебе предоставлен нищий; сироте Ты будь Помощником» (Пс.9:35). Видит Господь беззакония беззаконных властей и судей, и вопль их, как содомский, входит к Господу, и воздыхания убогих людей Своих Он слышит, и судит Судия всей земли. Отсюда-то видим страшные казни, от праведного суда Божия посылаемые на государства и города. Видим страшные войны и кровопролития, видим моровые язвы. Видим прельстителей, и пагубных сынов, и возмутителей Отечества, которые себе приписывают имена высоких лиц, и мятеж и вред Отечеству наносят. Видим страшные пожары, и голод, и прочие казни. Это все насылает Бог, Царь царствующих и Господь господствующих, за неправедные суды, обиды и насилия, причиняемые бедным людям, как Праведный Судия и Судящий по всей земле. Но позовутся еще на всемирный Суд все судьи и власти. Тогда встанут сами перед Судиею Богом судившие людей Его и ответят. Встанут цари и будут держать слово. Встанут князья и вельможи и воздадут слово. Встанут господа и воздадут слово. Встанут все власти, от высших до низших, и воздадут слово за неправедные суды и бессовестные и беззаконные поступки с порученными им людьми. Горе тогда будет беззаконным властям, неправдою и мучительством сделавшим зло людям Божиим! Бог «исследует ваши дела, и помышления испытает. Ибо вы, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией. Страшно и скоро Он явится вам, ибо суд над начальствующими жесточайший, ибо малый достоин милости, а сильные сильно будут наказаны» (Прем 6:3—6). Власти, господа и судьи! Дела ваши неправые вопиют на небо и Богу как бы донос чинят на вас. Слышит Бог вопль их, и позовет вас к Себе на Суд. Покайтесь, возлюбленные, пока еще не зовет вас! Он все ваши дела и всю вашу неправоту видит, «но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр 3:9). А если ныне не покаетесь, то уже тогда будете каяться, когда позовет вас к Себе на Суд, но будет поздно и бесполезно! Размышляйте над приведенным соломоновым словом, и сами узнаете, сколь страшен вам будет Суд Божий. «Господи, Боже Сил! Обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся!» (Пс.79:4).О том жеБывает, что когда преступники и злодеи на суд ведутся, то приводятся в тех кандалах, которыми окованы. Так и бедные грешники приведутся на Суд Божий со своими грехами, которыми, как узами, связаны, и с ними явятся перед Праведным Судиею и перед всем светом. И что в тайном месте делали, или в сердце помышляли худое, то все станет известно всем Ангелам и людям. Тогда с блудником и прелюбодеем блуд и прелюбодеяние, с вором и хищником всякое хищение и воровство, с льстецом, лживым и обманщиком — лесть и ложь, с хитрецом, лукавым и лицемером все хитрые замыслы и лицемерные дела, с клеветником, ругателем и злоречивым все его поносные и пагубные слова на том Суде явятся. Также со всяким виновным человеком явятся злые его дела. Будут там со всякой властью нерадение о подвластных и прочие ее беззакония. С пастырем — нерадение о пастве и прочие его грехи. С судьей — неправедные суды и прочие его беззакония. С господином — обиды и зло, которые причинял своим слугам и крестьянам, и прочие беззакония его. Словом, со всяким грешником все дела его, слова и богопротивные помышления, как соперники и обличители, на Страшном том Испытании явятся, если от них здесь, в мире этом, истинным покаянием, сокрушением сердца и слезами не избавится. Тогда о всяком грешнике будет сказано: Вот человек, и дела его! Вот человек, который христианином назывался, но христианских дел не творил, рабом Божиим назывался, но диаволу служил. Вот человек и дела его! О бедный грешник! Горе тебе будет там, если от этих лютых своих соперников и клеветников здесь, в этом мире, не избавишься! Постарайся же, возлюбленный, заранее, сейчас, от них избавиться, да не пойдут с тобой в тот век. Освободи душу твою от них, да не окружат тебя тогда, и не посрамят тебя. Оставь их — и они оставят тебя. Отстань от них и отступи — и отстанут они от тебя и отступят, и так свободен будешь от них. А за соделанные кайся и повергай себя перед милосердными очами Иисусовыми, да Своею Кровию, тебя ради пролитою, очистит тебя от них. Тогда воистину чист и свободен будешь! Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин 8:36). «Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений: ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и вожделенное Отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя!»О том жеПозванный на суд заседающими на суде судится, свидетелями обличается, от судей выговор терпит: ты-де то и то сделал, такой-то закон и указ нарушил, и прочее. Так бедный грешник, здесь покаянием от грехов не очистившийся и на Суд оный позванный, будет судиться Богом, обличаться, и увидит грехи свои, перед собою поставленные, и услышит от Праведного Судии выговор: «Ты возненавидел наставление и поверг слова Мои назад. Если ты видел вора, то спешил вместе с ним, и с прелюбодеем имел участие. Уста твои размножали злословие, и язык твой сплетал коварства, и для сына матери твоей ты полагал препону» (Пс.49:17—20). И еще: «алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен был и в темнице, и не посетили Меня» (Мф.25:42—43). Тогда сбудется слово Божие, сказанное в Святом Писании грешнику: «Обличу тебя и представлю пред лицом твоим грехи твои» (Пс.49:21). Стоящего и обличаемого на суде объемлет стыд и страх. Так грешников на оном Суде безмерный стыд, страх, трепет и ужас обымет. Обличатся от Самого Бога, Которого не хотели почитать, обличатся за неблагодарность, которую Ему выказывали, обличатся перед всем миром. Обличенный на суде законопреступник исключается из числа добрых граждан и почитается злодеем, а не сыном Отечества. Так и христиане законопреступники и не покаявшиеся исключатся от добрых христиан на том Суде, и, как козлы будут отлучены от овец, и будут значиться неверными, а не верными, ложными, а не истинными христианами. Законопреступник осуждается на суде на смерть или иную казнь, по законам определенную. Так и на том Суде грешники осудятся на вечную казнь. «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Осужденный на законную казнь преступник отлучается от своих домашних сородичей и друзей и идет с неутешным плачем на определенную ему казнь. Так и грешники, на том Суде осужденные на вечную казнь, отлучатся от Самого Бога, от святых Ангелов Его и избранников Божиих, отлучатся на веки вечные и пойдут с неутешным плачем, трепетом, ужасом и бесконечным отчаянием в вечную муку. «И пойдут сии в муку вечную» (Мф.25:46). Бедный грешник! Покайся и очищай грехи свои сокрушением сердца и слезами — да не постраждешь там всего этого. Пощади, Господи, пощади создание Твое! «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония мои очисти» (Пс.50:3, 11). «Аще убо беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит» (Пс.129:3). Отврати Лицо Твое, Владыка, от грехов моих и обрати Лицо на Христа, Господа моего, Иисуса Христа, Единородного Сына Твоего, Который за меня, недостойного и бедного грешника, пострадал и умер, и Самого Себя за грехи мои в жертву и в воню благоухания Тебе, Небесному Своему Отцу и моему Создателю, принес. И Его благодатью и человеколюбием излей на меня милость Твою, и все беззакония и грехи моя загладь Кровью Его, меня ради излиянною! Аминь.42. Человек в ранахВидим в мире, что у людей есть многие и различные болезни, а иногда человек весь в ранах и язвах бывает. Что человеку раны и язвы, то грешной душе грехи и беззакония. Тело уязвляется и покрывается ранами — душа грешного человека уязвлена и изранена грехами. Бывает, что телесные язвы и раны смердят и гниют. Так и греховные язвы и раны на душе смердят и гниют. Об этом говорит псаломник: «Воссмердели и сгнили раны мои от безумия моего» (Пс.37:6). Бывает, что человек с ног до головы весь в язвах и ранах. Так и грешная душа, в грехах пребывающая и грехи к грехам прилагающая, вся в язвах и ранах. Об этом говорится у пророка: «От ноги до головы нет в нем целости» (Ис.1:6). Телесные раны и язвы чем более гниют, тем больший смрад издают. Так грешная душа чем более грешит, тем более уязвляется и ранится, и струпы свои греховные раздражает, а от того больший смрад издает. Телесные раны и язвы люди видят и смрад их чувствуют. Душевные раны и язвы видит Бог. Тяжек и несносен смрад телесных ран людям. Тяжек и несносен смрад душевных ран Богу. От телесных ран и смрада их отвращаются люди. От душевных ран, гниющих и смердящих, отвращается Бог. Страшно, возлюбленный христианин, быть человеку всему в ранах, ранах гнойных и смердящих, но еще лютее душе быть в своих ранах греховных и смердящих. Тело смертно и тленно, но душа бессмертна и нетленна. Если сейчас от ран своих не исцелится, в тех своих ранах и перед Судиею на Суде том встанет, и вовеки таковой пребудет. Умиления и сожаления достоин находящийся перед твоими глазами человек в ранах, любезное создание Божие, по образу Божию созданное, в такую гнусность пришедшее. Виной этому грех. «У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд» (Дан 9:7). Обрати очи свои от этого позорища на душу, которая грехами, как ранами, уязвлена, и увидишь большего сожаления и умиления достойный позор! Ее раны и язвы — гордость, зависть, злоба, нечистота, сребролюбие и прочее. Чем более она в них пребывает, тем более уязвляется. Чем более уязвляется, тем более гниют и смердят раны ее. Бедный грешник! Довольно уже уязвляться: и так смердят и гниют раны души твоей. Пора уже лечиться, пора пластыри покаяния к язвам и ранам прилагать. Тело больное лечишь, душа вся от ран и язв изнемогает, и не заботишься об этом! О бедные грешники! Прибегнем с верою ко Иисусу Христу, Врачу душ и телес, и, не смея к Нему приблизиться из-за гниющих и смердящих ран, хотя бы вдалеке встанем и голос десяти прокаженных из глубины сердца вознесем к Нему: «Иисус Наставник! Помилуй нас» (Лк 17:12—13). Нет таких страшных ран и язв, которых бы Он не хотел и не мог одним словом исцелить, потому что Всесилен, Милосерден и Человеколюбив. Как повествует Евангелие, тела смертные и тленные исцелял — души ли бессмертные, которые пришел спасти, не захочет исцелить? Исцелит воистину, если с верою придем к Нему и с усердием будем просить у Него исцеления. Он раны и язвы наши видит и хочет исцелить, для этого и пришел в мир. Но хочет, чтобы мы признали перед Ним неисцеленные нами язвы наши, которые только Он один может исцелить. «Исцели мя, Господи, яко согреших Тебе!» «Исцели мя, Господи, и исцелен буду: яко Ты еси Бог Спас мой!» (Иер.17:14). «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой(душа моя)» (Мф.8:8). «Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений: ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и вожделенное Отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя!»