Сокровище духовное, от мира собираемое

40. Рабы, ожидающие господина своего

Бывает, что господин отходит из своего дома для известного ему дела. Так Христос Гос­подь, совершив великое дело спасения наше­го, отошел от этого мира и, вознесшись на небо, сел одесную Бога Отца. Господин, исходя из своего дома, говорит своим рабам: «Сидите дома, и каждый свое дело делайте, я скоро воз­вращусь». Так Христос Господь, отходя от это­го мира, приказал нам, рабам Своим, говоря: «Я приду опять к вам, и приду скоро. «Вот, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Ин 14:3; Откр.22:12). Будьте готовы, «да будут чресла ваши препояса­ны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина сво­его с брака, дабы, когда придет и постучит, тот­час отворить ему» (Лк 12:35—36). Верные и доб­рые рабы делают то, что господин им приказал, и ожидают его прихода. Так и верные и добрые рабы Христовы делают по слову Христа Госпо­да своего, ждут пришествия Его и готовятся к встрече с Ним. «Наше же жительство — на не­бесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Госпо­да нашего Иисуса Христа» (Флп.3:20). Бывает, что рабы, не ожидая скорого при­хода своего господина, так говорят: «Не скоро еще придет наш господин». И начнут гулять и бесчинствовать. Но тут неожиданно слышится крик — господин идет! Так и христиане, недо­брые и нерадящие о спасении своем, помыш­ляя в сердце своем: «Медлит Господь наш», — начнут гулять и нечествовать. Но тут внезапно услышится вопль и глас трубный: «Вот, Господь идет! Выходите навстречу Ему». Блаженны те рабы, которых их господин, придя, найдет бод­рствующими и выходящими навстречу ему. Так блажены те христиане, которых Христос Гос­подь, придя, найдет бодрствующих и готовых к Его встрече. Окаянны те рабы, которых гос­подин, придя, увидит неисправными. Так ока­янны и те христиане, которых Христос Господь, придя, найдет неверными Себе и ходящими по своим прихотям. Неисправных рабов предает господин на наказание. Так и христиане, не творящие волю своего Господа Иисуса Хрис­та, предадутся в вечное наказание. «И негодного раба ввергните во тьму кромешную, там бу­дет плач и скрежет зубов. Бодрствуйте, так как не знаете, в какой час Господь ваш придет» (Мф.25:30, 13)! Ибо как неизвестную кон­чину определил нам Христос Господь, чтобы мы всегда ее ожидали, так и неизвестный день пришествия Своего в мир положил, чтобы мы каждый день Его ждали. И как не знаем, когда нас позовет Господь к Себе, да будем всегда го­товы, так не знаем дня и часа, когда Он к нам придет, да будем каждый день и час готовы к Его встрече. Христианин! Видишь, что человек умирает тогда, когда не ждет, и отходит к тому веку. Так думай и размышляй, что и Господь придет к нам неожиданно. Тогда неожиданно услышится вопль: «вот, жених идет, выходите навстречу ему!» (Мф.25:6). Услышится глас трубный: восставай­те мертвые! Идите на суд! «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет прише­ствие Сына Человеческого» (Мф.24:30, 27). Итак, как ожидаешь кончины своей и готовишься к ней, чтобы блаженно скончаться, так ожидай и пришествия Господа твоего и готовься к встре­че Его, чтобы сподобиться в пришествии Его одесную Его встать и услышать со слышащими сладчайший глас Его: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34).

41. Позванный на суд человек

Видим, что когда человек на суд зовется, о том только думает, все усилия прилагает, и с друзьями своими советуется, чтобы на суде не посрамиться и не осужденным быть. Христиа­нин! Ты позовешься на суд не человеческий, а Божий. «Ибо всем нам должно явиться пред Су­дилищем Христовым, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор.5:10). Тем более должен ты готовиться и все усилия прилагать, чтобы на Суде том не посрамиться и не быть осужденным. Часто бывает, что человек от суда человеческого убегает. От того Суда никто сбе­жать не может, так как непременно он будет, и будет всем. Это истинно так, как истинно то, что день вчерашний был и сегодняшний есть. На суде человеческом для изыскания истины требуются свидетели, которые часто виновато­го оправдывают. На том Суде не так. Судия Тот не требует свидетелей, но Сам все знает. На суде человеческом виноватому часто помогает се­ребро и золото, как это бывает на беззаконных судах. На том Суде не так, потому что Судия Тот даров не требует и не принимает. На суде человеческом виноватого часто защищают вы­сокие и сильные лица и прочие помощники. На том Суде они ничем не могут, они и сами тогда скроются и будут, как подлые. На суде человеческом часто смотрят на лица. Часто богатый убогому, почтенный под­лому, благородный худородному предпочита­ется. На том Суде иначе, потому что Тот Су­дия смотрит не на лица, но на совесть и дела. Тогда перед Ним встанут рядом все: рабы и гос­пода, цари и их подданные, богатые и нищие. На суде человеческом часто хитрость оправ­дывает виноватого. На том Суде она умолкнет и онемеет. Там ей места не будет, потому что Судия, как Всеведущий, все знает. На суде че­ловеческом судится человек перед немногими. На том Суде будет судиться перед всем све­том, перед Ангелами и людьми. На суде чело­веческом пороки судимого немногие знают. На том Суде злые дела, слова и помышления су­димых грешников перед всем светом обличатся. На суде человеческом перед немногими стыд и срам судимому бывает. На том Суде пе­ред всем миром постыдится и посрамится бед­ный грешник. От суда человеческого винова­тому последует не что иное, как только вре­менная смерть или иная какая казнь временная. Тем Судом не временной, а вечной смерти предастся осужденный грешник. Видишь, христианин, некоторые обстоя­тельства суда человеческого и того Христова Суда. Видишь и то, как человек со всяким опасением готовится к суду человеческому, кото­рый по сравнению с тем Судом — ничто. Од­нако со всяким прилежанием готовятся люди к этому суду, чтобы не посрамиться. Христиа­нин неисправный, прилепившийся к суете это­го мира, не перестающий бесстрашно нару­шать закон Божий, грех чем-то малым, или, что горше того, — ничем считающий! Поща­ди душу свою бедную. Возведи очи свои мыс­ленные к тому страшному всемирному позорищу, на котором «за всякое праздное слово, ка­кое скажут люди, дадут они ответ» (Мф.12:36). И готовься со всяким опасением к тому дню, от которого каждому следует идти или в муку вечную, или в жизнь вечную. Подражай в этом важном деле хотя бы сынам этого века, кото­рые позваны на суд человеческий и со всякой тщательностью к нему готовятся, чтобы не по­стыдиться. Ты предстанешь Судилищу Божию, а не человеческому, на котором не будет лицеприятия. Думай об этом заранее и готовь себя к тому великому дню!

О том же

Бывает, что люди, сделав какое-то преступ­ление и узнав свой грех, пока не позовутся на суд, приходят к Царю или к иной какой власти, и со смирением грех свой исповедуют, падают перед властью, просят прощения, и получают. Христианин! Знаешь ты, что позовешься на Суд Божий, и за все твои грехи, делом, словом и помышлением сделанные, истязан будешь. Сделай и ты, как разумные сыны века сего де­лают. Обратись от своих грехов и приди ко Христу Судии, Царю Небесному, Которому ты согрешил, исповедуй перед Ним свои грехи со смирением, падай перед Ним, и осуждай сам себя перед Ним сейчас, и не осудишься Им тогда. Зови к Нему мытаревым гласом: «Боже! Милостив буди мне, грешному, — и сотвори до­стойные плоды покаяния» (Лк 18:13; 3:8). Тогда все твои грехи и беззакония загладятся и не вспомнятся, потому что Он будет судить не несогрешивших, но согрешивших и непокаявшихся. Для того покаяние и проповедовалось, чтобы покаялись согрешившие и получили от Него милость. Кайся и заглаживай воздыха­нием и слезами свои грехи, в совести твоей на­писанные, да и в Божией книге они загладят­ся и не явятся на оном Суде. Это и есть приго­товление к Страшному Суду! Нет другого, кроме него. Будь всегда в истинном покаянии. И будешь готовиться к оному Суду, на котором и ты не­пременно явишься. И так, начав новую хрис­тианскую жизнь, жди от Него милости. Каю­щемуся и живущему в новой христианской жизни, прежняя его беззаконная жизнь уже не повредит. Одно только от нас требуется: что­бы мы исправились и изменили себя к лучшему. Помни всегда о том дне и твердо держи, что ты, как и прочие, на тот Суд, Суд Божий, а не человеческий, позовешься, и позовешься неожиданно, когда вострубит Архангельская труба. Это размышление подвигнет тебя к ис­тинному покаянию и будет держать в смире­нии и сокрушении сердца. Память и размыш­ление о том Суде не допустит тебя творить грех, мстить ближнему, а подвигнет к прилеж­ной и усердной молитве. Помня о том Суде, не будешь искать веселых дней в мире, но более будешь желать слез, плача и воздыхания. То что люди веселятся, и плоти угождают и беззакон­ничают, бывает от забвения и неразмышления об оном Суде. Помни о Суде, и будешь истин­но каяться, каждый день обновляться и в луч­шую сторону меняться. И будешь не таким, как прежде. Как огонь всякий смрад, так страх Суда оного всякую гнилость и смрад от души будет изгонять и ее час от часу очищать.

О том же

Видим в мире, что на неправедный суд бы­вает апелляция или донос Царю или иной ка­кой власти, и судившие сами к суду призыва­ются и судятся судьи неправедные. Так неправости, насилия, озлобления, обиды, которые бедным людям делаются, и неправедные суды царей, князей, господ, пастырей и прочих властей на небо вопиют, и вопли их входят в уши Господа Вседержителя, Царя царствующих и Господа господствующих, и суда у Него про­сят. Бедные люди, не имея где найти, кто бы их плач услышал, обиды и насилия отвратил, и слезы отер, — на небо к Богу, Отцу сирых и Судии вдов, воздыхают и вопиют: «Боже! Ты наш Создатель и Господь, Ты наш Защитник и Помощник. Мы на земле бедности и слезам нашим не находим удовлетворения. Ты ус­лышь и помилуй нас, бедных, и отри слезы терпящего зло Твоего создания! Сильные силь­ным, благородные благородным, господа гос­подам, богатые богатым, судьи судьям помо­гают. Мы нигде не найдем помощи себе. У Тебя просим! «Тебе предоставлен нищий; сироте Ты будь Помощником» (Пс.9:35). Видит Господь беззакония беззаконных властей и судей, и вопль их, как содомский, входит к Господу, и воздыхания убогих людей Своих Он слышит, и судит Судия всей земли. Отсюда-то видим страшные казни, от правед­ного суда Божия посылаемые на государства и города. Видим страшные войны и кровопро­лития, видим моровые язвы. Видим пре­льстителей, и пагубных сынов, и возмутите­лей Отечества, которые себе приписывают имена высоких лиц, и мятеж и вред Отечеству наносят. Видим страшные пожары, и голод, и прочие казни. Это все насылает Бог, Царь цар­ствующих и Господь господствующих, за неправедные суды, обиды и насилия, причиня­емые бедным людям, как Праведный Судия и Судящий по всей земле. Но позовутся еще на всемирный Суд все судьи и власти. Тогда вста­нут сами перед Судиею Богом судившие лю­дей Его и ответят. Встанут цари и будут дер­жать слово. Встанут князья и вельможи и воз­дадут слово. Встанут господа и воздадут слово. Встанут все власти, от высших до низших, и воздадут слово за неправедные суды и бессо­вестные и беззаконные поступки с поручен­ными им людьми. Горе тогда будет беззакон­ным властям, неправдою и мучительством сде­лавшим зло людям Божиим! Бог «исследует ваши дела, и помышления испытает. Ибо вы, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступа­ли по воле Божией. Страшно и скоро Он явится вам, ибо суд над начальствующими жесточай­ший, ибо малый достоин милости, а сильные сильно будут наказаны» (Прем 6:3—6). Власти, господа и судьи! Дела ваши непра­вые вопиют на небо и Богу как бы донос чинят на вас. Слышит Бог вопль их, и позовет вас к Себе на Суд. Покайтесь, возлюбленные, пока еще не зовет вас! Он все ваши дела и всю вашу неправоту видит, «но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покая­нию» (2 Петр 3:9). А если ныне не покаетесь, то уже тогда будете каяться, когда позовет вас к Себе на Суд, но будет поздно и бесполезно! Размышляйте над приведенным соломоновым словом, и сами узнаете, сколь страшен вам бу­дет Суд Божий. «Господи, Боже Сил! Обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся!» (Пс.79:4).

О том же

Бывает, что когда преступники и злодеи на суд ведутся, то приводятся в тех кандалах, ко­торыми окованы. Так и бедные грешники приведутся на Суд Божий со своими грехами, ко­торыми, как узами, связаны, и с ними явятся перед Праведным Судиею и перед всем светом. И что в тайном месте делали, или в сердце по­мышляли худое, то все станет известно всем Ангелам и людям. Тогда с блудником и прелю­бодеем блуд и прелюбодеяние, с вором и хищ­ником всякое хищение и воровство, с льсте­цом, лживым и обманщиком — лесть и ложь, с хитрецом, лукавым и лицемером все хитрые замыслы и лицемерные дела, с клеветником, ругателем и злоречивым все его поносные и пагубные слова на том Суде явятся. Также со всяким виновным человеком явятся злые его дела. Будут там со всякой властью нерадение о подвластных и прочие ее беззакония. С пасты­рем — нерадение о пастве и прочие его грехи. С судьей — неправедные суды и прочие его без­закония. С господином — обиды и зло, которые причинял своим слугам и крестьянам, и прочие беззакония его. Словом, со всяким греш­ником все дела его, слова и богопротивные по­мышления, как соперники и обличители, на Страшном том Испытании явятся, если от них здесь, в мире этом, истинным покаянием, со­крушением сердца и слезами не избавится. Тогда о всяком грешнике будет сказано: Вот человек, и дела его! Вот человек, который хри­стианином назывался, но христианских дел не творил, рабом Божиим назывался, но диаволу служил. Вот человек и дела его! О бедный грешник! Горе тебе будет там, если от этих лютых своих соперников и клеветников здесь, в этом мире, не избавишься! Постарайся же, возлюбленный, заранее, сейчас, от них из­бавиться, да не пойдут с тобой в тот век. Осво­боди душу твою от них, да не окружат тебя тог­да, и не посрамят тебя. Оставь их — и они оста­вят тебя. Отстань от них и отступи — и отстанут они от тебя и отступят, и так свободен будешь от них. А за соделанные кайся и повергай себя перед милосердными очами Иисусовыми, да Своею Кровию, тебя ради пролитою, очистит тебя от них. Тогда воистину чист и свободен бу­дешь! Если Сын освободит вас, то истинно сво­бодны будете (Ин 8:36). «Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегреше­ний: ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и вожделенное Отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя!»

О том же

Позванный на суд заседающими на суде су­дится, свидетелями обличается, от судей вы­говор терпит: ты-де то и то сделал, такой-то закон и указ нарушил, и прочее. Так бедный грешник, здесь покаянием от грехов не очис­тившийся и на Суд оный позванный, будет су­диться Богом, обличаться, и увидит грехи свои, перед собою поставленные, и услышит от Праведного Судии выговор: «Ты возненави­дел наставление и поверг слова Мои назад. Если ты видел вора, то спешил вместе с ним, и с прелюбоде­ем имел участие. Уста твои размножали злосло­вие, и язык твой сплетал коварства, и для сына матери твоей ты полагал препону» (Пс.49:17—20). И еще: «алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не при­няли Меня; был наг, и не одели Меня; болен был и в темнице, и не посетили Меня» (Мф.25:42—43). Тогда сбудется слово Божие, сказанное в Свя­том Писании грешнику: «Обличу тебя и представ­лю пред лицом твоим грехи твои» (Пс.49:21). Сто­ящего и обличаемого на суде объемлет стыд и страх. Так грешников на оном Суде безмерный стыд, страх, трепет и ужас обымет. Обличатся от Самого Бога, Которого не хотели почитать, обличатся за неблагодарность, которую Ему выказывали, обличатся перед всем миром. Обличенный на суде законопреступник ис­ключается из числа добрых граждан и почита­ется злодеем, а не сыном Отечества. Так и хри­стиане законопреступники и не покаявшиеся исключатся от добрых христиан на том Суде, и, как козлы будут отлучены от овец, и будут значиться неверными, а не верными, ложны­ми, а не истинными христианами. Законопре­ступник осуждается на суде на смерть или иную казнь, по законам определенную. Так и на том Суде грешники осудятся на вечную казнь. «Иди­те от Меня, проклятые, в огонь вечный, уго­тованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Осужденный на законную казнь преступник отлучается от своих домашних сородичей и друзей и идет с неутешным плачем на опреде­ленную ему казнь. Так и грешники, на том Суде осужденные на вечную казнь, отлучатся от Са­мого Бога, от святых Ангелов Его и избранни­ков Божиих, отлучатся на веки вечные и пой­дут с неутешным плачем, трепетом, ужасом и бесконечным отчаянием в вечную муку. «И пой­дут сии в муку вечную» (Мф.25:46). Бедный грешник! Покайся и очищай грехи свои сокрушением сердца и слезами — да не постраждешь там всего этого. Пощади, Госпо­ди, пощади создание Твое! «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щед­рот Твоих очисти беззаконие мое. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония мои очисти» (Пс.50:3, 11). «Аще убо беззакония назриши, Гос­поди, Господи, кто постоит» (Пс.129:3). Отвра­ти Лицо Твое, Владыка, от грехов моих и об­рати Лицо на Христа, Господа моего, Иисуса Христа, Единородного Сына Твоего, Который за меня, недостойного и бедного грешника, пострадал и умер, и Самого Себя за грехи мои в жертву и в воню благоухания Тебе, Небесно­му Своему Отцу и моему Создателю, принес. И Его благодатью и человеколюбием излей на меня милость Твою, и все беззакония и грехи моя загладь Кровью Его, меня ради излиянною! Аминь.

42. Человек в ранах

Видим в мире, что у людей есть многие и раз­личные болезни, а иногда человек весь в ранах и язвах бывает. Что человеку раны и язвы, то греш­ной душе грехи и беззакония. Тело уязвляется и покрывается ранами — душа грешного челове­ка уязвлена и изранена грехами. Бывает, что те­лесные язвы и раны смердят и гниют. Так и гре­ховные язвы и раны на душе смердят и гниют. Об этом говорит псаломник: «Воссмердели и сгни­ли раны мои от безумия моего» (Пс.37:6). Бывает, что человек с ног до головы весь в язвах и ра­нах. Так и грешная душа, в грехах пребываю­щая и грехи к грехам прилагающая, вся в язвах и ранах. Об этом говорится у пророка: «От ноги до головы нет в нем целости» (Ис.1:6). Телесные раны и язвы чем более гниют, тем больший смрад издают. Так грешная душа чем более грешит, тем более уязвляется и ранит­ся, и струпы свои греховные раздражает, а от того больший смрад издает. Телесные раны и язвы люди видят и смрад их чувствуют. Душев­ные раны и язвы видит Бог. Тяжек и несносен смрад телесных ран людям. Тяжек и несносен смрад душевных ран Богу. От телесных ран и смрада их отвращаются люди. От душевных ран, гниющих и смердящих, отвращается Бог. Страшно, возлюбленный христианин, быть человеку всему в ранах, ранах гнойных и смер­дящих, но еще лютее душе быть в своих ранах греховных и смердящих. Тело смертно и тлен­но, но душа бессмертна и нетленна. Если сейчас от ран своих не исцелится, в тех своих ранах и перед Судиею на Суде том встанет, и вовеки таковой пребудет. Умиления и сожаления достоин находя­щийся перед твоими глазами человек в ранах, любезное создание Божие, по образу Божию со­зданное, в такую гнусность пришедшее. Виной этому грех. «У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд» (Дан 9:7). Обрати очи свои от этого позорища на душу, которая грехами, как рана­ми, уязвлена, и увидишь большего сожаления и умиления достойный позор! Ее раны и язвы — гордость, зависть, злоба, нечистота, среб­ролюбие и прочее. Чем более она в них пре­бывает, тем более уязвляется. Чем более уязв­ляется, тем более гниют и смердят раны ее. Бедный грешник! Довольно уже уязвлять­ся: и так смердят и гниют раны души твоей. Пора уже лечиться, пора пластыри покаяния к язвам и ранам прилагать. Тело больное лечишь, душа вся от ран и язв изнемогает, и не заботишь­ся об этом! О бедные грешники! Прибегнем с верою ко Иисусу Христу, Врачу душ и телес, и, не смея к Нему приблизиться из-за гниющих и смердящих ран, хотя бы вдалеке встанем и го­лос десяти прокаженных из глубины сердца вознесем к Нему: «Иисус Наставник! Помилуй нас» (Лк 17:12—13). Нет таких страшных ран и язв, которых бы Он не хотел и не мог одним словом исцелить, потому что Всесилен, Мило­серден и Человеколюбив. Как повествует Евангелие, тела смертные и тленные исцелял — души ли бессмертные, ко­торые пришел спасти, не захочет исцелить? Исцелит воистину, если с верою придем к Нему и с усердием будем просить у Него исцеления. Он раны и язвы наши видит и хочет исцелить, для этого и пришел в мир. Но хочет, чтобы мы признали перед Ним неисцеленные нами язвы наши, которые только Он один может исце­лить. «Исцели мя, Господи, яко согреших Тебе!» «Исцели мя, Господи, и исцелен буду: яко Ты еси Бог Спас мой!» (Иер.17:14). «Господи! Я недосто­ин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой(душа моя)» (Мф.8:8). «Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений: ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Тво­им благоутробием, и вожделенное Отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя!»