Собрание сочинение. Том 2. Аскетические опыты

Пс.118:63. Так объяс­нен этот стих преподобным Пименом Великим, см. Пате­рик Скитский. 

 Преподобный Ефрем Си­рин, церковный писатель IV века, составил сказание о прекрасном Иосифе, в литературной форме того времени. Эта повесть читается, по указанию церковного Устава, на утрени во вторник Страстной недели.  

 Благодарение Богу со­ставляет часть умного иночес­кого делания и состоит в благодарении и славословии Бога за все случающееся, и прият­ное, и скорбное. Это делание завещано апостолом от лица Господня: о всем благодарите, сказал апостол, сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас (1 Сол.5:18). Делание благодаре­ния объяснено с особенною удовлетворительностью в от­ветах преподобного Варсоно­фия Великого. См. главы зело полезные святого Григория Синаита, главу 10. Добротолюбие, ч. 1. Этого мнения держатся и все прочие отцы Церкви. Porro ad Aegiptiis didici-mus, quod in lingua eorum resonet: Salvator mundi, S. Hiero­nimi. Liber de nominibus heb­raicis. Записки на Книгу Бытия Московского митрополита Филарета.  Записки на Книгу Бытия Московского митрополита Фи­ларета. Преподобный Кассиан Римлянин. О гневе. Доброто­любие, ч. 4. Слово 28, гл. 45, по пере­воду Паисия Нямецкого. Ис.50:11, по объяснению преподобного Варсонофия Ве­ликого, Ответ 158. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 5. Доброто­любие, ч. 2. Cassianus lib. 4. De instititutis, renuntiantiam, cap. 39. Cassianus lib. 4. De insti­titutis, renuntiantiam, cap. 35. Преподобный авва До­рофей. Поучение 4 о страхе Божием. Письма Затворника Ге­оргия, ч. 2, письмо 37, издания 1860 г. Пс.147:8. Быт.32:28. Как Иаковом так и Израилем назван здесь народ Израильский по имени своего родоначальника, который при рождении наречен Иаковом, и переименован Израилем после того, как сподобился Бого­видения. В духовном смысле Израилем называются христи­ане, достигшие значительного духовного преуспеяния.  «Ангелы, — говорит свя­той Иоанн Дамаскин, — назы­ваются безтелесными и неве­щественными в сравнении с нами. В сравнении же с Богом, единым несравнимым, все ока­зывается грубым и веществен­ным». Изложение Православ­ной веры, книга 2, гл. 3, о Анге­лах. Наука, в современном развитии ее, определяет со всею отчетливостью, что все огра­ниченное — по необходимости и вещественно. Св. Иоанн Дамаскин, Из­ложение Православной веры, Книга 2, гл. 3, о Ангелах. Святой Иоанн Дамас­кин, Изложение Православ­ной веры, книга 2, гл. 3, о Анге­лах. Святой Иоанн Дамас­кин, Изложение Православ­ной веры, книга 4, гл. 13. Это относится к одним плотским людям, в которых душа не оживлена действием Божественной благодати. Оживленные этим действием имеют о душе более ясное понятие. Трупом называется тело человеческое в первых степе­нях разложения по оставлении его душой, но еще не разло­жившееся окончательно. Декарт и его последова­тели признают душу субстан­циею, совершенно противоположною телу, не имеющею с ним ничего общего, не имею­щею никакого отношения к пространству и времени: мы признаем такою субстанциею единого Бога.