Собрание сочинение. Том 2. Аскетические опыты

Моление молитвою Иисусовою есть установление Божественное. Установлено оно не чрез посредство пророка, не чрез посредство апостола, не чрез посред­ство Ангела; установлено Самим Сыном Божиим и Бо­гом. После Тайной вечери, между прочими возвышен­нейшими, окончательными заповеданиями и завещани­ями, Господь Иисус Христос установил моление Его именем, дал этот способ моления как новый, необыч­ный дар, дар цены безмерной. Апостолы уже знали от­части силу имени Иисуса: они исцеляли им неисцели­мые недуги, приводили к повиновению себе бесов, по­беждали, связывали, прогоняли их. Это могуществен­нейшее, чудное имя Господь повелевает употреблять в молитвах, обещая от него особенную действительность для молитвы. Еже аще что просите, сказал Он святым апостолам, от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославит­ся Отец в Сыне. И аще чесо просите во имя Мое, Аз сотво­рю (Ин.14:13,14). Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам. Доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите и приимете, да радость ваша будет ис­полнена (Ин.16:23,24). О, какой дар; Он — залог нескончаемых, без­мерных благ! Он истек из уст неограниченного Бога, облекшегося в ограниченное человечество, нарекшего­ся именем человеческим — Спаситель (Спаситель — на еврейском Иисус. Мф.1:21. Благовестник). Имя, по наруж­ности своей ограниченное, но изображающее собою Предмет неограниченный, Бога, заимствующее из Него неограниченное, Божеское достоинство, Божеские свойства и силу. Податель бесценного, нетленного дара! Как нам, ничтожным, бренным, грешным, принять дар? Не способны для этого ни руки наши, ни ум, ни сердце. Ты научи нас познать, по возможности нашей, и вели­чие дара, и значение его, и способ принятия, и способ употребления, чтоб не приступить нам к дару погреши­тельно, чтоб не подвергнуться казни за безрассудство и дерзость, чтоб, за правильное познание и употребление дара, приять от Тебя другие дары, Тобою обетованные, Тебе единому известные.

Из Евангелия, Деяний и Посланий апостольских мы видим неограниченную веру во имя Господа Иисуса и неограниченное благоговение к этому имени святых апостолов. Именем Господа Иисуса они совершали по­разительнейшие знамения. Нет случая, из которого можно б было научиться, каким образом они молились именем Господа; но они молились им непременно. Как могли они не молиться им, когда это моление было преподано и заповедано Самим Господом, когда заповеда­ние укреплено двукратным повторением подтверждени­ем его? Если умалчивает о сем Писание, то умалчивает единственно потому, что моление это было в общем употреблении, не нуждаясь в особенном внесении в Писание по известности своей и общеупотребительно­сти. Общеупотребительность и общеизвестность молит­вы Иисусовой явствует со всею очевидностью из поста­новления Церкви, которым повелевается неграмотным заменять для себя все молитвословия молитвою Иису­совою (Псалтирь с последованием). Древность этого постановления — несомнен­на. Впоследствии оно пополнялось по мере появления новых молитвословий в Церкви. Святой Василий Вели­кий изложил молитвенное правило на письме для сво­ей паствы, почему некоторые приписывают ему самое учреждение правила. Оно — отнюдь не изобретение и не утверждение великого святителя; святитель лишь за­менил устное предание письменным, точно так же, как написал чин литургии, чин, который существовал в Кесарии от времен апостольских, не был изложен пись­менно, а передавался по преемству устно, чтоб великое священнодействие охранить от кощунства язычников. Правило монашеское заключается наиболее в молитве Иисусовой. В таком виде преподается это правило вооб­ще для всех монахов Православной Церкви (Псалтирь с последованием); в таком виде преподано оно Ангелом преподобному Пахомию Великому для его общежительных монахов. Преподоб­ный жил в IV веке; в правиле говорится о молитве Иисусовой точно так, как о молитве Господней, о пяти­десятом псалме и о Символе веры, — как о общеизвест­ных и общепринятых. Преподобный Антоний Великий, отец III и IV веков, завещавает ученикам своим тщательнейшее упражнение молитвою Иисусовою, го­воря о ней, как о предмете, не нуждающемся в каком-либо объяснении. Объяснение этой молитвы начало появляться впоследствии, по мере оскудения живого познания о ней. Подробнее учение о молитве Иисусо­вой изложено отцами XIV и XV столетий, когда упраж­нение в ней начало почти забываться даже между мо­нахами.

В дошедших до нас исторических памятниках пер­вых времен христианства не говорится о молении име­нем Господа отдельно, но лишь упоминается о нем при изложении других обстоятельств.

После того, когда святой съеден был зве­рями, при оставшихся его костях, по изволению Бо­жию, сохранилось целым сердце. Неверные, нашедши его и вспомнив слова святого Игнатия, разрезали это сердце на две половины, желая узнать, справедливо ли сказанное святым. Они нашли внутри, на обеих поло­винах разрезанного сердца, надпись золотыми буквами: Иисус Христос. Таким образом, священномученик Игна­тий был именем и делом Богоносец, всегда нося в серд­це своем Христа Бога, написанного богомыслием ума, как бы тростию». Богоносец был учеником святого апо­стола, евангелиста Иоанна Богослова и сподобился в детстве своем видеть Самого Господа Иисуса Христа. Это — тот блаженный отрок, о котором сказано в Еван­гелии, что Господь поставил его среди апостолов, препиравшихся о первенстве, обнял и сказал: аминь, глаго­лю вам, аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в Царство небесное. Иже убо смирится, яко отроча сие, той есть болий в Царствии небеснем [93] . Конечно, святой Игна­тий научен был молитве Иисусовой святым евангелис­том и занимался ею в эти цветущие времена христиан­ства подобно всем прочим христианам. Тогда молитве Иисусовой обучали всех христиан, во-первых, по вели­кому значению этой молитвы, потом по редкости и до­роговизне рукописных священных книг, по редкости грамотности (большая часть апостолов были неграмот­ные), по удобству, удовлетворительности, по особенней­шим действию и силе Иисусовой молитвы. «Имя Сына Божия, — сказал Ангел святому Гермию, непосредственному ученику апостолов, — велико и неизмеримо: оно держит весь мир». Услышав это учение, Гермий спро­сил Ангела: «Если все творение держится Сыном Божиим, то поддерживает ли Он тех, которые призваны Им, носят имя Его и ходят в заповедях Его?» Ангел отвечал: «Он поддерживает тех, которые от всего сердца носят имя Его. Он Сам служит для них основанием и с любо­вью держит их, потому что они не стыдятся носить имя Его» [94] . В Церковной истории читаем следующее пове­ствование: «Воин, по имени Неокора, уроженец Карфа­генский, находился в римском отряде, охранявшем Иерусалим, в то время, как Господь наш Иисус Хрис­тос претерпел вольные страдания и смерть для искуп­ления рода человеческого. Видя чудеса, совершившие­ся при смерти и воскресении Господа, Неокора уверо­вал в Господа и был крещен апостолами. По окончании срока службы Неокора возвратился в Карфаген и со­кровище веры сообщил всему семейству своему. В чис­ле принявших христианство находился Каллистрат, внук Неокоры. Каллистрат, достигши надлежащего воз­раста, вступил в войско. Отряд воинов, в который он был помещен, состоял из идолопоклонников. Они присматривали за Каллистратом, заметив, что он не покло­няется кумирам, а по ночам, в уединении, совершает продолжительные молитвы. Однажды они подслушива­ли его при молитве его и, услышав, что он непрестанно повторяет имя Господа Иисуса Христа, донесли об этом воеводе. Святой Каллистрат, исповедовавший Иисуса наедине и при темноте ночи, исповедал Его и при све­те дня, всенародно, — исповедание запечатлел кровью (Четьи-Минеи. Сентября в 27-й день). Писатель V века, преподобный Исихий Иерусалимский, уже жалуется, что упражнение в этой молитве очень оскудело среди монахов (Слово прп. Исихия, гл. 1. Добротолюбие, ч. 2). Оскудение это с течением времени более и более усиливалось, почему святые отцы писаниями своими старались поддержать его. Последний писатель об этой молитве был блаженный старец иеромонах Серафим Саровский. Не сам старец написал наставления, украшенные его именем; они были записываемы со слов его одним из наставлявших­ся у него иноков; они отмечены благодатным помазани­ем (Издание 1884 г. Москва). Ныне упражнение молитвою Иисусовою почти оставлено монашествующими. Преподобный Исихий приводит в причину оставления нерадение: надо со­знаться, что обвинение — справедливо.

Благодатная сила молитвы Иисусовой заключается в самом Божественном имени Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа. Хотя многочисленные свиде­тельства Священного Писания возвещают нам величие имени Божия, но с особеннейшею определенностью объяснил значение этого имени святой апостол Петр пред синедрионом иудейским, когда синедрион допра­шивал апостола, коею силою или коим именем даровано им исцеление хромому от рождения? Петр, исполнився Духа Свята, рече: Князи людстии и старцы Израилевы, аще мы днесь истязуеми есмы о благодеянии человека немощна, о чесом сей спасеся: разумно буди всем вам и всем людем Израилевым, яко во имя Иисуса Христа Назорея, Его же вы распясте, Его­же Бог воскреси от мертвых, о Сем сей стоит пред вами здрав. Сей есть камень, укоренный от вас зиждущих, бывый во главу угла, и несть ни о едином же ином спасения: несть бо иного имене под небесем, данного в человецех, о нем же подоба­ет спастися нам (Деян.4:7-12). Это свидетельство — свидетельство Святаго Духа: уста, язык, голос апостола были только орудиями Духа. И другой орган Святаго Духа, апостол языков, издает подобное провещание. Всяк, говорит он, иже призовет имя Господне, спасется (Рим.10:13). Христос Иисус сми­рил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крест­ныя. Темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имени, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних (Флп.2:9,10).

Воспел предвидевший дальнее будущее Давид, пра­отец Иисуса по плоти, воспел величие имени Иисуса, живописно изобразил действие этого имени, борьбу при посредстве его с началами греха, силу его при ос­вобождении молящегося им из плена страстей и бесов, благодатное торжество одержавших победу именем Иисуса. Послушаем, послушаем Боговдохновенного Давида!

С необыкновенною ясностью, описывая должен­ствующее совершиться чрез тысячу лет установление духовного царства Христова на земле, Царь-пророк го­ворит, что владычество Богочеловека будет распрости­раться от моря и до моря, и от рек до конец вселенныя. По­клонятся Ему еси царие земстии, еси языцы поработают ему. Честно имя Его перед ними, и помолятся о Нем выну, весь день благословят Его. Будет имя Его благословенно во веки; прежде солнца пребывает имя Его: и благословятся в Нем вся колена земная, еси языцы ублажат Его. Благословен­но имя славы Его во век, и в век века: и исполнится славы Его вся земля (Пс.71:8,11,14,15,17,19). Великое служение молитвы, вводящей человеков в ближайшее общение с Богом, появилось на земле, в обширнейшем размере, со времени примире­ния человеков с Богом при посредстве Богочеловека. Служение это объяло вселенную. Оно водворилось в городах и селениях; оно процвело в диких, необитаемых дотоле пустынях; оно воссияло в темных вертепах, в ущельях, в пропастях и на вершинах гор, в глуши лесов дремучих. Имя Богочеловека получило в служении мо­литвенном важнейшее значение, будучи именем Спаси­теля человеков, Творца человеков и Ангелов, будучи име­нем вочеловечившегося Бога, Победителя возмутивших­ся рабов и созданий — демонов. Пред Ним — Господом и Искупителем нашим — припадут ефиопляне, бесы, и враги Его, падшие духи, персть полижут (Пс.71:9). Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес. Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника (Пс.8:2,3). Точно! Величие имени Иисуса превыше постижения разумных тварей земли и неба: постижение его непостижимо при­емлется младенческою простотою и верою. С таким же бескорыстным настроением должно приступать к моле­нию именем Иисуса и пребывать в этом молении; по­стоянство и тщательность в молении должны быть по­добны непрестанному стремлению младенца к сосцам матери: тогда моление именем Иисуса может увенчать­ся полным успехом, невидимые враги могут быть попра­ны, окончательно может быть сокрушен враг и местник (отмститель). Враг назван местником, потому что у моля­щихся, особенно по временам, а не постоянно, он ста­рается отнять после молитвы то, что приобретено ими во время молитвы (Прп. Нил Сорский. Слово 9). Для решительной победы необхо­дима непрестанная молитва и непрерывающаяся бди­тельность над собою. По такому значению моления именем Иисуса, Давид приглашает всех христиан к это­му молению. Хвалите отроцы Господа, хвалите имя Господ­не. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века. От восток солнца до запад хвально имя Его (Пс.112:1-3). Принесите Господе­ви славу имени Его: поклонитеся Господеви во дворе святем Его (Пс.28:2); молитесь так, чтоб в молитвах ваших явилось ве­личие имени Иисуса и вы, силою Его, взошли в нерукотворенный сердечный храм для поклонения духом и истиною; молитесь тщательно и постоянно; молитесь в страхе и трепете пред величием имени Иисуса, и да упо­вают на Тя, всемогущего и всеблагого Иисуса, знающий имя Твое по блаженному опыту своему, яко не оставил еси взыскающих Тя, Господи (Пс.9:11). Только нищий духом, непрес­танно прилепляющийся молитвою к Господу по причи­не непрестанного ощущения нищеты своей, способен раскрыть в себе величие имени Иисуса. Не возвратится смиренный посрамлен с предстояния молитвы своей, но принесет ее всецело Богу, не расхищенною развлечени­ем: нищ и убог восхвалита имя Твое (Пс.73:21). Блажен муж ему же есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистов­ления ложная (Пс.39:5): он не обратит внимания, при молитве своей, на обольстительное действие суетных попече­ний и пристрастий, покушающихся осквернить и рас­тлить молитву. Ночное время особенно способствует, по тишине и мраку своим, к упражнению Иисусовою мо­литвою; ночью занимался великий подвижник молит­вы, Давид, памятью Божиею: Помянух в нощи имя Твое, Господи, говорит он; ночью настраивал я душу мою Бо­жественным настроением и, стяжав это настроение, в деятельности последующего дня сохраних закон Твой (Пс.118:55). «Ночью, — советует преподобный Григорий Синаит, ссылаясь на святого Иоанна Лествичника, — многое время отдавай молитве, малое же псалмопению» [95] . В тяжкой борьбе с невидимыми врагами спасения на­шего превосходнейшим оружием служит молитва Иисусова. Вси языци — язычниками названы многогла­голивые и многокозненные демоны — обыдоша мя, гово­рит Давид, и именем Господним противляхся им: обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им; обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии, и именем Господним противляхся им (Пс.117:10-12). «Именем Иисуса бей супос­татов, потому что ни на небе, ни на земле нет оружия более крепкого» (Лествица. Слово 21, гл. 7). О Тебе, Господи Иисусе, враги наши из­бодем роги, и о имени Твоем уничижим возстающия на ны. Не на лук бо мой уповаю, и меч мой не спасет мене: спасл бо если нас от стужающих нам, и ненавидящих нас посрамил еси. О Бозе похвалимся весь день, и о имени Твоем исповемыся во веки (Пс.43:6-9).