Таинственный смысл церковных священнодействий

При возложении венцов на жениха и невесту служитель алтаря Господня произносит тайнодействующие слова и, трижды (в честь Святой Троицы) благословляя обоих, трижды же возглашает: "Господи Боже наш, славою и честию венчай я" (их). Так Святая Церковь тайнодейственно низводит на брачущихся благодать Всесвятаго Духа, освящающую им супружество, естественное рождение и воспитание детей. С этой минуты жених есть уже муж своей невесты, невеста - жена своего жениха; с этой минуты муж и жена связаны нерасторжимыми узами брака, по непреложному слову Христа Спасителя: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, б).

По прочтении Евангелия преподается новое наставление супругам: приносится чаша с красным вином; священник благословляет ее и дает бракосочетавшимся троекратно вкушать из нее в знак того, что отныне во все время последующей супружеской жизни все у них должно быть общее, одни желания и намерения, и что все они должны делить между собою пополам - и счастие и несчастия, и радости и скорби, и труды и покой, и подвиги и венцы за подвиги.

По вкушении из чаши пастырь Церкви, соединив десницы супругов, покрывает их концом епитрахили в знаменование того, что они соединились во Христе, и что муж чрез руки священника получает жену от самой Святой Церкви. Затем священник троекратно обводит новобрачных кругом аналоя, выражая этим обхождением их радость, духовное ликование. Кроме того, так как повторяемый круг всегда служит знаком вечности, кругообразным обхождением бракосочетавшиеся являют знамение того, что они будут хранить свой супружеский союз вечно (доколе, т.е. будут живы), и выражают обет ни по каким причинам не расторгать брака. Обхождение вокруг аналоя совершается трижды во славу Святой Троицы, Которая, таким образом, призывается во свидетельство обета супругов. По окончании шествия снимаются венцы с новобрачных при особых приветствиях, в которых служитель Божий желает им возвеличения от Бога, веселия, умножения потомства и хранения заповедей Божиих. Снятие венцов указывает на совершение таинства брака со всеми его высокопоучительными обрядами. Наконец, бракосочетавшиеся, муж и жена, дают друг другу целование, как торжественный пред всею Церковию знак взаимной любви, и чин венчания оканчивается.

Елеосвящение

Теперь вникнем в смысл знаменательных обрядов, которыми окружено святое таинство елеосвящения, да познаем бесконечное милосердие Божие к нам, грешным, и величайшую любовь Святой матери нашей Церкви к чадам своим.

Седмь священников иногда призывает Святая Церковь для совершения таинства елеосвящения над болящим христианином, для того чтобы чрез то воздать славу седми дарам Святаго Духа и показать веру и усердие больного. Для совершения таинства елей соединяется с красным вином по примеру милосердаго самарянина, который возливал на раны больного вино и елей, как говорит о том в притче Христос Спаситель. Седмь свеч возжигается около елея в ознаменование благодатных действий седми даров Святаго Духа. Елей поставляется при таинстве большею частию в пшеницу, для научения больного той истине, что если постигнет его смерть, то он воскреснет в новом и нетленном теле, подобно как из зерна пшеничного вырастает новое растение. Елей освящается знамением креста, которое творит над ним священник, для того чтобы показать болящему, что таинство это освящается и совершается над ним силою Иисуса Христа, распятого на кресте. Больной помазуется освященным елеем на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и руках для того, чтобы низвести исцеляющую благодать Божию на душу и тело, и на все чувства и силы его. Крестообразно помазуется освященным елеем больной в ознаменование того, что благодать Духа Святаго низводится на него силою Креста Христова. После последнего помазания елеем болящего возлагается на главу его Святое Евангелие. Этим изображается посещение болящего Самим Иисусом Христом во Святом Его Евангелии, которое повествует об исцелении Им болящих. По окончании елеосвящения болящий, во свидетельство своего искреннего раскаяния во грехах и примирения с ближними, испрашивает у всех знаемых прощения себе. Наконец, болящий лобызает Святой Крест во свидетельство своей твердой веры в заслуги Искупителя, распятого за грехи наши, и надежды на Его бесконечное милосердие.

Таинство священстваИзъясним теперь символические действия, употребляющиеся при таинстве священства.В степень диакона новопосвящаемый впервые обводится троекратно вокруг святого престола после освящения Даров. Круговым движением около такого средоточия символически выражается отдание себя всем существом своим - духом, и душою, и телом - служению Пресвятой Троице; самый круг, символизируя вечность, означает и неразрывный союз с вечным. Посвящаемый во диакона преклоняет пред престолом и Дарами одно колено в знак того, что принимает бремя служения еще не полное [в сравнении с посвящением в высшие служения, при введении в которые преклоняются оба колена]. После того он припадает к святой трапезе челом между дланями, возлагаемыми им на нее крестообразно - выразительный знак самопреданности, покорения разума вере и смиренной готовности к принятию благодати, даруемой свыше. Это припадение ко святой трапезе означает, по объяснению Максима Исповедника, "всецелое посвящение Началосовершителю Богу своей жизни, которая должна быть, сколько возможно, подобообразна всесвятейшему жертвеннику, освящающему богообразные умы, - Самому Спасителю и Господу". Трижды троекратно совершается крестное запечатление диакона (и всех рукополагаемых вообще): во-первых, архиерей запечатлевает его трижды, что служит началом посвящения и рукоположения, потом в другой раз он запечатлевает его трижды же по призвании Божественной благодати; наконец, в третий раз уже совершит и поставит, и "этим запечатлением прославляется и действует Святая Троица в начале дела, в средине и в конце", - по объяснению Симеона Солунского. После рукоположения диакона архиерей воздвигает его (образ действия благодати) и возлагает ему на рамо орарь, на котором знак Святого Креста и который будет служить диакону к возбуждению присутствующих при богослужении к молитве; орарь уподобляется ангельским крыльям, как принадлежность ангелоподобного служения во Христе диакона; и молитва окрыляет его душу. Новопосвящаемый диакон получает "рапиду", знаменующую, по серафимскому на ней изображению, предстояние пред престолом Божиим, пред которым трепещут небесные силы. Посвящающие себя на служение Богу всецело призваны возжечь в себе и любовь серафимскую, т.е. пламенеющую.Рипиду держит диакон в день посвящения своего, а также при архиерейском служении у престола, над святыми Дарами до их возношения и при величании Превысшей херувимов и Преславнейшей серафимов, Приснодевы Богородицы.При посвящении в степень иерея, новопоставляемый имеет во время великого выхода, при Херувимской песне, покров на главе, закрывающий лице его (употребляемый для покрытия Святых Даров "воздух", - чем указывается и святость иерейского сана, также Богу приносимого). Этим символизируется, по-видимому, что жизнь избранного на священнослужение долженствует быть жизнию сокровенною со Христом в Базе (Кол. 3, 3), а взор ума его, отвлекаясь, как покровом, от внешнего мира, обращается к единому Богу. В это время, когда и вся Церковь, тайно образуя херувимов, отлагает всякое житейское попечение, возвышая ум к Царю всех - Господу, новопосвящаемый "предходит", подобно силам небесным, лица закрывающим, "приходящему заклатися и датися во снедь верным" (Песн. в Вел. Суб.). И какой здесь глубокий намек делает Церковь на соответствие иерархии небесной и земной! Принимаемый в лик пресвитерский обводится вокруг святой трапезы троекратно, с целованием углов ее, чем выражается посвящение себя проповеданию Троицы единосущной, поклонение святому имени Господню и Кресту Христову, и вечный союз с воплощенным Словом. К этому союзу относятся и три таинственные песнопения при обведении. Кругообразное хождение вокруг святого престола имеет несомненно и отношение к предстоящему для пресвитера служению великой тайне, на святой трапезе совершающейся. Взаимное целование священнодействующих, бываемое по окончании посвящения, по изъяснению Симеона Солунского, имеет значение "священного общения подобообразных умов и взаимного их любвеобильного сорадования, которыми поддерживается в целом составе священного чина богоподобная красота". Различные священные одежды, возлагаемые на пресвитера, имеют разнообразное символическое значение. В облачении иерейском, во-первых, епитрахиль, как бы удвоенный орарь, который надевается иереем при всяком священнодействии как знак совершительной благодати, означает ее усугубление в степени пресвитерской и благое иго Христово. Пояс иерея напоминает слова Господни: да будут чресла ваши препоясаны (Лк. 12, 35) и, символизируя служение Спасителя роду человеческому, изображает готовность священника на дела сана своего. Пояс есть и знак силы, укрепляющей Божия служителя, и символ непорочности, почему и говорится при возложении этой части облачения: "Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой". Пояс надевается на общий священным степеням подризник (стихарь) и подобное значение имеет для всех степеней. Поручи иерейские служат напоминанием о том, что Искупитель наш Своими руками совершил священнодействие собственного Тела и Крови Своей. Поручи изображают и узы Христовы, и силу, и победу Его, почему и произносится при обвязании правой руки: десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу. (Пс. 117, 16). А при обвязании поручню левой руки выражается покорность пред Творцом и моление о руководительстве Его благодатию, в словах: руце Твои сотвористе мя и создаете мя, вразуми мя, и научуся заповедем Твоим (Пс. 118, 73). Фелонь - хитон нешвенный, имеющий форму круга, знаменует озарение свыше благодатью Духа Святого, объемлющей весь круг деятельности иерея. И напоминает фелонь о хламиде, или багрянице, в которую был облечен Спаситель.При посвящении во епископа, этой степени иерархии принадлежит возложение Святого Евангелия на главу посвящаемого; возлагается оно на него иерархами и раскрыто письменами над ним. Этим православно показуется, что Глава Церкви есть един Господь наш Иисус Христос. Оба колена преклоняет поставляемый во епископа, ибо принимает полное бремя служения. Посвящению архиерея предшествует следующее действие. Среди церкви полагается ковер с изображением орла, возвышающегося над укрепленным городом и реками.