Таинства и обряды Православной Церкви

Чин посвящения во пресвитера сохраняется в Православной Церкви с апостольских времен. Во 2-м правиле святых апостолов постановлено, что рукополагать во пресвитера должен один епископ. В Постановлениях Апостольских чин пресвитерского посвящения предписывается совершать возложением рук святителя на главу посвящаемого с молитвою (Кн. 8, гл. 14). У Дионисия Ареопагита о посвящении пресвитера говорится следующее: «Посвящаемый, преклонив оба колена пред алтарем, имеет на главе своей десницу епископа и таким образом освящается святыми призываниями, запечатлевается крестным знамением и приветствием священнослужащих».

2. Схема чинопоследования хиротонии во пресвитера

Полагание воздуха на главу посвящаемого на Херувимской песни Передача воздуха диакону

Возглашение: «Повели..., повелите..., повели, преосвященнейший Владыко»

Троекратное хождение ставленника вокруг престола при пении тропарей

Преклонение колен пред святым престолом

Возложение края омофора на главу хиротонисуемогоАрхиерейское благословениеВозложение руки архиерея на главу посвящаемогоТайносовершительная молитва: «Божественная благодать...»«Кирие, элеисон»Две молитвы Мирная ектенияОблачение в епитрахиль, пояс, фелонь, вручение креста и служебника с возгласом: «Аксиос»Приветствие сослужителей целованиемПреподание новопоставленному иерею части Святого Агнца после пресуществления Святых ДаровЧтение 50 псалмаВозвращение части святого Агнца архиерею Причащение Святых Таин Чтение заамвонной молитвы3. Идейный смысл священнодействий рукоположения во пресвитераСвятой Симеон Солунский называет пресвитерский чин «совершительным», потому что иерей, совершая Таинства, не может преподать благодать Священства другим: он «крещает и священнодействует, но не хиротонисует, то есть не рукополагает других к совершению Таинств и не может других произвести в сан иерея или в иной сан, причастный священному чину».276 Пресвитеру подчинены диакон и церковнослужители, которые выполняют свои обязанности в храме только по его благословению.Хиротонисуемый во пресвитера избирается из диаконского чина. Поддерживаемый диаконами, то есть тем чином, к которому сам принадлежал, - по толкованию святого Симеона Солунского, - он доводится276 Новая скрижаль. СПб., 1899, с. 262.ими до священных врат алтаря и таким образом показывает, что он еще диакон, поддерживаемый равночинными ему. Когда же достигнут врат, то он оставляется диаконами, потому что становится выше чина их, и при-277нимают его двое высшие из пресвитеров, потому что он вступает в их чин».В тайносовершительной молитве архиерей объявляет всенародно имя хиротонисуемого и степень, на которую он возводится, и приглашает всех верующих к сугубой молитве о рукополагаемом.В первой молитве о рукополагаемом архиерей молит безначального и бесконечного Бога, удостоившего принявшего звание пресвитера, «священнодействовать слово Его истины», благоволить проручествуемому от него «подъяти великую сию благодать Святаго Духа» для непорочного жительства и неуклонной веры и показать его совершенным, благоугождающим и достойно жительствующим, сознавая дарованную ему великую честь священства.Вторая молитва представляет собой как бы завершение и окончание совершительной молитвы. В ней изображается образ пастырского деяния: продолжение благого, благословенного, Богочеловеческого Домостроительства («икономства») спасения людей в Церкви, совершаемого благодатию Христовой через пастыря, и указывается пять благодатных сил, пять действований в Священстве: