Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ

19. И нарек (Иаков) имя месту тому: Вефиль,[856] а прежнее имя того города было: Луз.

Второй акт Иакова: соответственно упомянутому своему впечатлению он называет место видения именем: Бет-Ель или Вефиль (“дом Божий”), между тем как прежнее имя соседнему местечку было: Луз. Вторично и окончательно Иаков утверждает название Вефиль по возвращении из Месопотамии (35:15[857]).

Чтение LХХ и слав. Ούλαμλούζ (варианты Ούλαμμάους, Συλλαμμάους и др. – у Гольмеса). Улам-луз – явно ошибочное соединение еврейских слов ulam (же, прежде) и Luz. Из последующей истории видно, что хананейское имя Луз существовало совместно с еврейским Вефиль: первое употребляет и сам Иаков (48:3[858]), а в кн. И. Навина Луз и Вефиль, по-видимому, представляются именами разных местностей (16:2;[859] ср. 18:13[860]). Имя Вефиль, впрочем, известно было и ранее Иакова – при Аврааме (12:8;[861] 13: 3[862]).

Отголосок этого названия сохранился в известном у финикиян и греков имени Βαιτυλία, Байтилия, каким назывались у тех и др. священные камни, преимущественно из метеоритов и аэролитов, помазанием посвященные божествам. Таким образом, можно предполагать, что этот “обычай произошел от Иакова” (Филарет, Зап. на Быт. 2:52).

20. И положил Иаков обет, сказав: если (Господь) Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться,

21. и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, –

22. то этот камень, который я поставил памятником, будет (у меня) домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.

3-е действие Иакова: его обет Богу – первый из отмеченных в Библии обетов. В этом обете (у раввинов считавшемся образцом или нормой всех обетов и на все времена) 3 элемента:1) внутреннее и искреннее признание Всевышнего своим Богом, с посвящением себя самого на служение Ему;2) особое посвящение и почитание места видения; и3) обещание Богу десятины из всего.По-видимому, свою веру в Бога Иаков обусловливает внешними и личными интересами. Но, во-первых, это условие обета у Иакова есть простой перифраз непосредственно предшествующего обетования Божия (ст. 13-15); во-вторых, Иаков испрашивает у Господа лишь хлеба и одежды и таким образом исполняет завет евангельский о нестяжательности (Иоанн Златоуст, Филарет); в-третьих, с каким смирением и благодарностью понимал Иаков благодеяния Божии, видно из молитвы его (32:10[863]).Десятина, как видно из примера Авраама (14:20[864]), была древним обычаем и в общежитии, в отношении к царям. Здесь впервые читаем о десятине Богу.“Камень… будет… домом Божиим” (beth Elohim) – может быть, в связи с этим представлением стоит ветхозаветное величание Бога – Zur Israel, скала, твердыня Израилева (49:24;[865] Ис. 30:29[866]).