ыук

Царем и Сыном Царевым является Владыка Христос; как Бог – Он рожден Всецарем Богом, а как Человек – имеет предком царя Давида (Афанасий).

2 Судити людем Твоим в правде, и нищым Твоим в суде.

Пророк изъясняет тайну, по какой причине он просит даровать Владыке Христу суд милости и правды: судити людем твоим в правде. Ибо такова причина вочеловечения – судити преобладание над людьми сатаны. Поэтому, исходя на распятие, Христос сказал: ныне суд есть миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12, 31) (Афанасий).

3 Да восприимут горы мир людем, и холми правду.

Это есть олицетворение, показывающее перемену во всех. В совокупности с горами и холмами, как высшими частями земли, Пророк обнимает всю землю, в которой обитают воины Христовы (Феодорит).

4 Судит нищым людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника.

Нищым называет весь человеческий род, обнищавший во всем добром, сынами убогих – уверовавших во Христа, предки которых бедны были в благочестии и богопознании, а клеветником – диавола, который назван так по делам своим (Афанасий).

5 И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов.Христос рожден от Отца прежде луны рода родов, т.е. безпредельным рождением Своим предварил бытие твари. Но и пребудет с солнцем, т.е. будет иметь вечное бытие. Чтобы показать безначалие и безконечность Христа, Давид сравнивает эти величины с солнцем и луною; ибо в видимой твари Пророк не нашел более блистательнейших подобий, чем эти два громадные небесные светила (Феодорит).6 Снидет яко дождь на руно, и яко капля, каплющая на землю.Как дождь, падая на шерсть (руно), мягкостью шерсти не производит шума, так и воплощение Бога; Его пришествие на землю было тихо, тайно, чудно, без потрясений, ибо Он тихо и кротко вошел во чрево Девы (Златоуст, Епифаний).7 Возсияет во днех его правда и множество мира, дондеже отъимется луна.Со времени пришествия Христова возсияет на земле благочестие и мир, дондеже отымется луна, то есть во все времена настоящей жизни (Феодорит).8 И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя.Христос возобладает всею вселенною, всем миром. Поскольку пределами земли служат моря, то обладание вселенною справедливо означил окружающими ее морями. Соломон хотя и обладал обширным царством, однако владения его ограничивались небольшой частью земли; поэтому отцы это место относят к Мессии Христу (Афанасий).9 Пред ним припадут Ефиопляне, и врази его персть полижут.В переносном смысле под ефиоплянами подразумевает грехами очерненных людей, а также и демонов, которые большею частью являются в виде ефиопов, по причине темноты и мрачности их. Но все эти врази – персть полижут Его, т.е., выразят великую покорность Христу (Афанасий, Феодорит).10 Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут.Это пророчество Давида о волхвах, имевших придти ко Христу с дарами. Царие фарсийстие, т.е. заморские, ибо Фарсис означает Персиду, как находящуюся за морем. Царие аравстии – это явное указание на Аравию. Сава – столичный город всей Ефиопии. В восточных странах волхвами называют не чародеев, но своих философов и звездочетцов. Царями называются не от власти над многими народами, но как имеющие свой град или княжение (Димитрий).11 И поклонятся ему вси царие земстии, вси языцы поработают ему. 12 Яко избави нища от сильна, и убога, емуже не бе помощника.