ыук

 13 Пощадит нища и убога, и душы убогих спасет.

Все народы поклонятся Ему, как Богу, и принесут дары, как Царю, за то, что избавил их от преобладания сатаны. Сильным Пророк наименовал диавола, а нищим – естество человеческое, как бывшее тогда без Бога (Афанасий, Феодорит).

14 От лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя его пред ними.

Лихвою называет любостяжательность; рост (денег) – сребролюбие, хуже всех страстей; а под неправдою именуют всякий грех. И честно имя Христа пред христианами настолько, что одни из них презрели богатство, другие – достоинство, третьи и самую жизнь, чтобы только не отпасть от спасительного имени – «христианин» (Феодорит, Исихий).

15 И жив будет, и дастся ему от злата Аравийска, и помолятся о нем выну, весь день благословят его.

И жив будет младенец Иисус при избиении младенцев Иродом. Под златом аравийским подразумеваются дары волхвов; помолятся о Нем выну, т.е. всегда в молитвах будут призывать имя Его (Афанасий).

16 Будет утверждение на земли на версех гор: превознесется паче Ливана плод его, и процветут от града яко трава земная.

Иными словами, Пророк изображает Божие благословение всем истинно уверовавшим во Христа. Ливан – это горний хребет в Палестине, всегда белый или по причине снегов на вершине, или от белого известкового камня горы. Ливан в Писании служит образом всего великого и славного (Феодорит).17 Будет имя его благословено во веки, прежде солнца пребывает имя его: и благословятся в нем вся колена земная, вси языцы ублажат его. 18 Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса Един. 19 И благословено имя славы Его во век и в век века: и исполнится славы Его вся земля: буди, буди.Примечай же, что ничего из сказанного в псалме не приличествует Соломону, рожденному от жены Урииной, – ни слова: прежде солнца имя Его, ни другие: вси языцы поработают ему, ни следующие: прежде луны рода родов. А из всего этого явствует, что Псалмопевец пророчествует о Господе нашем Иисусе Христе, Который уничтожил владычество сатаны, и от мучительства демонов избавил подвергшихся их козням. Поэтому всем должно песнословить и благодарить Его (Афанасий).Оскудеша песни Давида, Сына ИессеоваОКОНЧИЛИСЬ песни Давида, но не псалмы, ибо все псалмы написаны Давидом, а только прочие не были петы им, но пелись другими псалмопевцами, из числа которых следующие 12 отдал Асафу, который и пел их (Златоуст, Феодорит).Псалом Асафу, 72В этом псалме Пророк изображает неосновательность мнения людей о судах Божиих, потому что они глубоки и неисследимы (повод же к ним подавало благополучие людей нечестивых, ибо сказано: се сии грешницы и гобзующии). Просвещенный Духом Святым, Давид учит затем, какой будет конец самых нечестивых, чтобы, ясно осознавая это, не затруднялись мы видимыми несообразностями того, что бывает в этой жизни (Афанасий, Ефрем).1 Коль благ Бог Израилев правым сердцем. Правые сердцем это те, которые свою волю соглашают с Божиею волею, а не усиливаются склонить Божию волю к своей воле. Не желай и не усиливайся, чтобы Бог поступал во всем по твоему желанию, но делай то, что Богу угодно (Августин, Иоанн Тобольский).2 Мои же вмале не подвижистеся нозе, вмале не пролияшася стопы моя: Давид повествует о маловерных людях, колеблющихся в страданиях, разумея не ноги и стопы, но помыслы хромающие. Итак, кто греховно начал падать, пусть предупредит падение покаянием, не теряя надежды на человеколюбие Того, Кто восстановляет падших (Феодорит, Златоуст).3 Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря.