ыук

Христос возобладает всею вселенною, всем миром. Поскольку пределами земли служат моря, то обладание вселенною справедливо означил окружающими ее морями. Соломон хотя и обладал обширным царством, однако владения его ограничивались небольшой частью земли; поэтому отцы это место относят к Мессии Христу (Афанасий).

9 Пред ним припадут Ефиопляне, и врази его персть полижут.

В переносном смысле под ефиоплянами подразумевает грехами очерненных людей, а также и демонов, которые большею частью являются в виде ефиопов, по причине темноты и мрачности их. Но все эти врази – персть полижут Его, т.е., выразят великую покорность Христу (Афанасий, Феодорит).

10 Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут.

Это пророчество Давида о волхвах, имевших придти ко Христу с дарами. Царие фарсийстие, т.е. заморские, ибо Фарсис означает Персиду, как находящуюся за морем. Царие аравстии – это явное указание на Аравию. Сава – столичный город всей Ефиопии. В восточных странах волхвами называют не чародеев, но своих философов и звездочетцов. Царями называются не от власти над многими народами, но как имеющие свой град или княжение (Димитрий).

11 И поклонятся ему вси царие земстии, вси языцы поработают ему.

 12 Яко избави нища от сильна, и убога, емуже не бе помощника.

 13 Пощадит нища и убога, и душы убогих спасет.Все народы поклонятся Ему, как Богу, и принесут дары, как Царю, за то, что избавил их от преобладания сатаны. Сильным Пророк наименовал диавола, а нищим – естество человеческое, как бывшее тогда без Бога (Афанасий, Феодорит).14 От лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя его пред ними.Лихвою называет любостяжательность; рост (денег) – сребролюбие, хуже всех страстей; а под неправдою именуют всякий грех. И честно имя Христа пред христианами настолько, что одни из них презрели богатство, другие – достоинство, третьи и самую жизнь, чтобы только не отпасть от спасительного имени – «христианин» (Феодорит, Исихий).15 И жив будет, и дастся ему от злата Аравийска, и помолятся о нем выну, весь день благословят его.И жив будет младенец Иисус при избиении младенцев Иродом. Под златом аравийским подразумеваются дары волхвов; помолятся о Нем выну, т.е. всегда в молитвах будут призывать имя Его (Афанасий).16 Будет утверждение на земли на версех гор: превознесется паче Ливана плод его, и процветут от града яко трава земная.Иными словами, Пророк изображает Божие благословение всем истинно уверовавшим во Христа. Ливан – это горний хребет в Палестине, всегда белый или по причине снегов на вершине, или от белого известкового камня горы. Ливан в Писании служит образом всего великого и славного (Феодорит).17 Будет имя его благословено во веки, прежде солнца пребывает имя его: и благословятся в нем вся колена земная, вси языцы ублажат его. 18 Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса Един. 19 И благословено имя славы Его во век и в век века: и исполнится славы Его вся земля: буди, буди.Примечай же, что ничего из сказанного в псалме не приличествует Соломону, рожденному от жены Урииной, – ни слова: прежде солнца имя Его, ни другие: вси языцы поработают ему, ни следующие: прежде луны рода родов. А из всего этого явствует, что Псалмопевец пророчествует о Господе нашем Иисусе Христе, Который уничтожил владычество сатаны, и от мучительства демонов избавил подвергшихся их козням. Поэтому всем должно песнословить и благодарить Его (Афанасий).Оскудеша песни Давида, Сына ИессеоваОКОНЧИЛИСЬ песни Давида, но не псалмы, ибо все псалмы написаны Давидом, а только прочие не были петы им, но пелись другими псалмопевцами, из числа которых следующие 12 отдал Асафу, который и пел их (Златоуст, Феодорит).