ыук

1 Вскую, Боже, отринул еси до конца; разгневася ярость Твоя на овцы пажити Твоея;

 Пророк предсказывает будущее, как прошедшее, по свойству пророков. До конца – означает совершенное оставление Богом иудеев за их нечестие против Христа. Под гневом и яростию выражает чрезвычайность отвращения (Дидим).

2 Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва: избавил еси жезлом достояния Твоего, гора Сион сия, в нейже вселился еси.

 Сонм – еврейский народ, который избрал Себе Бог исперва в наследие. Избавил от египетского рабства и ввел в землю обетованную, в гору Сион – в Церковь Свою святую (Феодорит, Афанасий).

3 Воздвигни руце Твои на гордыни их в конец, елика лукавнова враг во святем Твоем.

 Иудеи сетуют и плачут о том, что римляне сделали с храмом иерусалимским (Феодорит).

4 И восхвалишася ненавидящии Тя посреде праздника Твоего: положиша знамения своя, знамения, и не познаша.

 Поскольку в день праздника Пасхи иудеи пригвоздили ко кресту Спасителя, то в этот же день и были преданы врагам за свое нечестие. Ибо в Пасху, когда все иудеи по закону собрались в Иерусалим, была произведена осада, в то именно время, в которое пригвоздили они Господа Иисуса Христа ко кресту (Афанасий).5 Яко во исходе превыше: яко в дубраве древяне секирами разсекоша6 Двери его вкупе: сечивом и оскордом разрушиша и.7 Возжгоша огнем святило Твое: на земли оскверниша жилище имене Твоего. 8 Реша в сердце своем южики их вкупе: приидите и отставим вся праздники Божия от земли. Описывает разорение Иерусалима и божественного храма, сожжение и осквернение Святилища. Южики (союзные римлянам народы) согласились уничтожить все Богом учрежденные праздники в Иудейской земле (Афанасий).9 Знамения их не видехом: несть ктому пророка, и нас не познает ктому. Особенно опечаливало верных иудеев в спасении то, что не видели они более в народе пророка, который бы мог умилостивить за них Бога (Афанасий).10 Доколе, Боже, поносит враг; раздражит противный имя Твое до конца;11 Вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конец;12 Бог же Царь наш прежде века: содела спасение посреде земли. Древле Бог у иудеев именовался и Царем, и имел особое попечение об Иерусалиме, который по понятию древних иудеев находился посреде земли (см. Иез. 5, 5). Некоторые отцы спасением считают искупление рода человеческого Спасителем в Иерусалиме (Афанасий, Иероним, Иларий).13 Ты утвердил еси силою Твоею море: Ты стерл еси главы змиев в воде.14 Ты сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем Ефиопским. В историческом смысле описывает потопление египтян в Чермнем море. В духовном – возвещает о святом Крещении, потопляющем силу демонов и грехи людские в таинственных водах. Глава древнего змия диавола сокрушена силою Креста Христова (Евсевий, Дидим, Исихий).15 Ты расторгл еси источники и потоки: Ты изсушил еси реки Ифамския. Ифам – страна очень богатая садами и водными потоками, ее часто посещал Соломон. Божественное мановение за умножившееся нечестие жителей изсушило эту изобиловавшую водами землю (Пелусиот).16 Твой есть день, и Твоя есть нощь: Ты совершил еси зарю и солнце.17 Ты сотворил еси вся пределы земли: жатву и весну Ты создал еси я. От частных Пророк переходит к благодеяниям общим, научая, что Бог есть Творец всего бытия. Под жатвой и весной подразумевает время (Феодорит).18 Помяни сия: враг поноси Господеви, и людие безумнии раздражиша имя Твое.