ыук

1 Вскую, Боже, отринул еси до конца; разгневася ярость Твоя на овцы пажити Твоея;

 Пророк предсказывает будущее, как прошедшее, по свойству пророков. До конца – означает совершенное оставление Богом иудеев за их нечестие против Христа. Под гневом и яростию выражает чрезвычайность отвращения (Дидим).

2 Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва: избавил еси жезлом достояния Твоего, гора Сион сия, в нейже вселился еси.

 Сонм – еврейский народ, который избрал Себе Бог исперва в наследие. Избавил от египетского рабства и ввел в землю обетованную, в гору Сион – в Церковь Свою святую (Феодорит, Афанасий).

3 Воздвигни руце Твои на гордыни их в конец, елика лукавнова враг во святем Твоем.

 Иудеи сетуют и плачут о том, что римляне сделали с храмом иерусалимским (Феодорит).

4 И восхвалишася ненавидящии Тя посреде праздника Твоего: положиша знамения своя, знамения, и не познаша.

 Поскольку в день праздника Пасхи иудеи пригвоздили ко кресту Спасителя, то в этот же день и были преданы врагам за свое нечестие. Ибо в Пасху, когда все иудеи по закону собрались в Иерусалим, была произведена осада, в то именно время, в которое пригвоздили они Господа Иисуса Христа ко кресту (Афанасий).

5 Яко во исходе превыше: яко в дубраве древяне секирами разсекоша

6 Двери его вкупе: сечивом и оскордом разрушиша и.

7 Возжгоша огнем святило Твое: на земли оскверниша жилище имене Твоего.

 8 Реша в сердце своем южики их вкупе: приидите и отставим вся праздники Божия от земли.

 Описывает разорение Иерусалима и божественного храма, сожжение и осквернение Святилища. Южики (союзные римлянам народы) согласились уничтожить все Богом учрежденные праздники в Иудейской земле (Афанасий).

9 Знамения их не видехом: несть ктому пророка, и нас не познает ктому.

 Особенно опечаливало верных иудеев в спасении то, что не видели они более в народе пророка, который бы мог умилостивить за них Бога (Афанасий).

10 Доколе, Боже, поносит враг; раздражит противный имя Твое до конца;

11 Вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конец;

12 Бог же Царь наш прежде века: содела спасение посреде земли.

 Древле Бог у иудеев именовался и Царем, и имел особое попечение об Иерусалиме, который по понятию древних иудеев находился посреде земли (см. Иез. 5, 5). Некоторые отцы спасением считают искупление рода человеческого Спасителем в Иерусалиме (Афанасий, Иероним, Иларий).

13 Ты утвердил еси силою Твоею море: Ты стерл еси главы змиев в воде.

14 Ты сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем Ефиопским.