ыук

Господь говорит, что не хочет Он наказывать, но предсказывает наказание, чтобы люди возненавидели всякое беззаконие и позаботились о скромном и праведном образе мыслей. Ибо величайшее нечестие – грешить и этим воздвигать рог, т.е. гордиться (Феодорит).

7 Яко ниже от исход, ниже от запад, ниже от пустых гор.

Ни на исходе (востоке), ни на западе, ни в пустых горах невозможно будет скрыться грешным в день Страшного суда Божьего (Афанасий).

8 Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит.

Учит, что перемены в жизни каждого человека бывают по божественному определению (Феодорит).

9 Яко чаша в руце Господни вина нерастворена, исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие Его не истощися, испиют вси грешнии земли.

Чаша в руце Господни означает праведное воздаяние, которое справедливо испиют вси грешнии земли. Господь как бы выжимает в чашу плоды каждого человека – и добрые и злые, и растворяет зло добром. И у кого дрождие не истощаются, т.е. грехи пребывают, те и испиют свои собственные худые дела. Ибо Бог наподобие врача посылает наказание на тех, которые нуждаются в горьком противоядии для избавления внутреннего зла (Григорий Богослов, Афанасий, Пелусиот, Евсевий).

10 Аз же возрадуюся в век, воспою Богу Иаковлю.11 И вся роги грешных сломлю, и вознесется рог праведнаго.Роги грешных – сила демонская; рог праведного – Крест Христов, который вознесется на высоте небесной в день Страшного суда (Афанасий).1 В конец, в песнех, псалом Асафу,песнь ко ассирианину, 75Псалом Давиду Духом Святым вдохновенный для сообщения радостного пророчества иудеям о предстоящей победе над Сеннахиримом, царем Ассирийским (4 Цар.19, 35), прообразовавшем победу святой Церкви на всех ее гонителей, дарованную от Бога Господом Иисусом Христом (1Кор. 15, 57). Заметь и то, что Дух Святый с историею иудейскою соединил истины учения христианского, чтобы в одно и то же время утешить и еврея, в низшем смысле принимающего слова эти, и доставить радость христианину, высоко понимающему их. В высшем смысле здесь проповедуется победа людей избранных, которую одерживают они над всеми врагами, видимыми и невидимыми (Феодорит).2 Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его.Иудеей и Израилем назвал душу, познавшую Господа (Афанасий).3 И бысть в мире место Его, и жилище Его в Сионе.4 Тамо сокруши крепости луков, оружие и мечь и брань.Необходимо стяжать нам внутренний мир, который приобретается молчанием и скорбями. Ибо когда человек старается иметь в себе сердце смиренное и мысль невозмущенную, но мирную, тогда все козни вражии бывают бездейственны, ибо где мир помыслов, там почивает Сам Господь Бог – в мире место Его. Тогда ум созерцает в себе благодать Святаго Духа. Сионом называется святая Церковь и всякая христианская душа, уготовившая в себе жилище Жениху Христу, Который сокрушает все сопротивные силы (Серафим, Афанасий).5 Просвещаеши Ты дивно от гор вечных.В духовном смысле стих означает, что начало победы над врагами невидимыми происходит от внутреннего просвещения, ниспосылаемого от Духа Святаго, посредством которого человек видит как нечистых духов, так и коварства их: видит как невидимая благая, еже уготовал Бог любящим Его (1 Кор. 2, 8), так и «невидимая злая, яже уготовал Он ненавидящим Его» (Афанасий).6 Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих.