ыук

Господь говорит, что не хочет Он наказывать, но предсказывает наказание, чтобы люди возненавидели всякое беззаконие и позаботились о скромном и праведном образе мыслей. Ибо величайшее нечестие – грешить и этим воздвигать рог, т.е. гордиться (Феодорит).

7 Яко ниже от исход, ниже от запад, ниже от пустых гор.

Ни на исходе (востоке), ни на западе, ни в пустых горах невозможно будет скрыться грешным в день Страшного суда Божьего (Афанасий).

8 Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит.

Учит, что перемены в жизни каждого человека бывают по божественному определению (Феодорит).

9 Яко чаша в руце Господни вина нерастворена, исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие Его не истощися, испиют вси грешнии земли.

Чаша в руце Господни означает праведное воздаяние, которое справедливо испиют вси грешнии земли. Господь как бы выжимает в чашу плоды каждого человека – и добрые и злые, и растворяет зло добром. И у кого дрождие не истощаются, т.е. грехи пребывают, те и испиют свои собственные худые дела. Ибо Бог наподобие врача посылает наказание на тех, которые нуждаются в горьком противоядии для избавления внутреннего зла (Григорий Богослов, Афанасий, Пелусиот, Евсевий).

10 Аз же возрадуюся в век, воспою Богу Иаковлю.

11 И вся роги грешных сломлю, и вознесется рог праведнаго.

Роги грешных – сила демонская; рог праведного – Крест Христов, который вознесется на высоте небесной в день Страшного суда (Афанасий).

1 В конец, в песнех, псалом Асафу,

песнь ко ассирианину, 75

Псалом Давиду Духом Святым вдохновенный для сообщения радостного пророчества иудеям о предстоящей победе над Сеннахиримом, царем Ассирийским (4 Цар.19, 35), прообразовавшем победу святой Церкви на всех ее гонителей, дарованную от Бога Господом Иисусом Христом (1Кор. 15, 57). Заметь и то, что Дух Святый с историею иудейскою соединил истины учения христианского, чтобы в одно и то же время утешить и еврея, в низшем смысле принимающего слова эти, и доставить радость христианину, высоко понимающему их. В высшем смысле здесь проповедуется победа людей избранных, которую одерживают они над всеми врагами, видимыми и невидимыми (Феодорит).

2 Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его.

Иудеей и Израилем назвал душу, познавшую Господа (Афанасий).

3 И бысть в мире место Его, и жилище Его в Сионе.

4 Тамо сокруши крепости луков, оружие и мечь и брань.

Необходимо стяжать нам внутренний мир, который приобретается молчанием и скорбями. Ибо когда человек старается иметь в себе сердце смиренное и мысль невозмущенную, но мирную, тогда все козни вражии бывают бездейственны, ибо где мир помыслов, там почивает Сам Господь Бог – в мире место Его. Тогда ум созерцает в себе благодать Святаго Духа. Сионом называется святая Церковь и всякая христианская душа, уготовившая в себе жилище Жениху Христу, Который сокрушает все сопротивные силы (Серафим, Афанасий).

5 Просвещаеши Ты дивно от гор вечных.

В духовном смысле стих означает, что начало победы над врагами невидимыми происходит от внутреннего просвещения, ниспосылаемого от Духа Святаго, посредством которого человек видит как нечистых духов, так и коварства их: видит как невидимая благая, еже уготовал Бог любящим Его (1 Кор. 2, 8), так и «невидимая злая, яже уготовал Он ненавидящим Его» (Афанасий).

6 Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих.