том-2 Основы искусства святости

Лишнее прибавлять тому, кто хоть немного смиренен (ибо он и сам понимает это), что если по этим трем причинам случится ему ночью искушение накануне причащения, то лучше бы ему в этот день не приступать к св. причастию. Если же

нужда или долг требует это сделать (например служащему священнику), то,

скажу словами св. Варсоно-фия Великого , «приступим, как уязвленные, не как пренебрегающие, но как имеющие нужду во враче, и Тот, Который исцелил кровоточивую, исцелит и нас». В этом же смысле (по этому же поводу) ответил св. Григорий Великий Августину, епископу Английскому19. Также говорит и св. Тимофей, епископ Александрийский, в своем двенадцатом каноническом ответе20. Понятно, что предварительно надо совершить вышеприведенное правило от осквернения.

Это, повторяю, относится к лицам, которые, хотя и грешат, но — смиренны и падают потому лишь, что связаны долгим худым навыком и привычкой, приобретенными еще в то время, когда они работали не Христу, а диаволу.

Но тем, которые не по немощи впадали в грехи, а сознательно, с услаждением, упивались накануне весельем, шутками, смехом с лицами другого пола, воспламенялись к ним похотным чувством, давали полную свободу своему чреву, вместо того чтобы воздержаться накануне, хотя бы с вечера, — этим нужно напомнить страшные слова апостола: Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня. Сего ради в вас мнози немощни и недужливы, и спят — коі^юѵтаі, засыпают сном смерти, умирают, - доволни (1 Кор. И, 29-30).

Вот источник неожиданных смертей и болезней среди христиан!..

4. Естественный избыток накопившихся телесных влаг. Если в этом случае «помысл не слагается с блудными прилогами и без мечтаний случается повременам во сне истечение», то это — «начало чистоты», по определению св.Иоанна Лествичника . Впрочем, иногда эти случаи происходят и от слишком большой слабости и болезненного состояния организма человека и, таким образом, не являются следствием духовного подвига, а составляют болезнь.5. Болезнь. Здесь хотя и нет греха, но и приобретения также нет. Поправится человек, и осквернения уже могут сопутствоваться страстным чувством.-806. Зависть бесовская. Причина эта, как и вышеуказанная (3), есть достояние совершенных. В таком случае св. Иоанн Лествичник22 называет человека блаженным, ибо Бог это «на него попускает для того, чтобы безгрешным злоключением приобретал высочайшее смирение».Понятно, что от слез, плача, сокрушения и, в частности, церковного правила эти случаи так же не освобождают человека, как и первые. Если бы не было залогов страстей и не была бы ранее подготовлена почва плохой жизнью, всегоэтого бы не было. Посему будем плакать и каяться .4. Пищевые отделенияСам Бог в Ветхом Завете и воплотившийся Сын Божий, Господь Иисус Христос, в Новом Завете, святые отцы, церковные правила — все устремляют свое внимание на те естественные нужды телесные, отправления которых человек стыдится и результаты коих прячет от себя самого. Почему же он так делает? Потому что, хотя он и потерял по грехопадении великие божественные дарования и знаки своего духовного могущества, какие имел в раю, и даже не верит в то, что обладал ими (!), но все же — пусть даже из гордости — чувствует себя господином и царем на земле, и, выводя в настоящее время свою родословную от обезьяны и прочих скотов, он, однако, равнять с ними себя вовсе не намерен. Не веря в духовный мир, он проповедует «духовную» культуру; не признавая у себя души, не хочет, чтобы материальные вещи вокруг него были тленны и скоро гибли, но устраивает себе искусственное бессмертие, в виде памятников архитектуры, искусства, науки. Тайком от себя все хочет одухотворить, украсить, сделать прекрасным. И вот как раз в самом себе находит страшных врагов для своей гордости, низлагающих ее самым простым, наглядным и неистребимым способом. В себе самом человек видит доказательства своей тленности, ничтожества, грязи, полной непригодности к чему-либо. И вот он принужден смириться и прятать от других и от себя свой позор, обличающий его в том, что он когда-то потерял свое первобытное достоинство, при котором ничего подобного не было. И то, что он стыдится и прячет, — хорошо делает. Если это от смирения и целомудрия, то вдвойне хорошо, если от гордости и «приличия» только, то опять-таки хорошо: по крайней ме--81-ре, этим пресекается соблазн для немощных, вырастающий на почве бесстыдства.