-КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ -СТРОМАТЫ-КНИГА ПЕРВАЯ-ОБЩЕЕ ПРЕДИСЛОВИЕ-I-О цели написания Стромат и обстоятельствах их создания-(1, 1)

39 Cp. Мф. 5: 15.

40 Cp. Иоанн. 5: 17.19.

41 Популярная фраза. Ср., например, высказывание Сенеки: homines dum docent discunt (Epist., 7, 8).

42 Мф. 23: 8.

43 Мф. 12: 12; Лк. 6: 9.

44 Возможно, указание на практику Элевсинских мистерий, в которых яркий свет означал кульминацию откровения. На это указывает и следующая фраза, где Климент продолжает рассуждение о мистериях.

45 Мф. 10: 26.

46 Еф. 4: 11–12. 47 Притч. 9: 9. 48 Мф. 13: 12. 49 Здесь Климент говорит о тематическом расположении материала в Строматах или, буквально, «по главам». Учитывая тот факт, что текст Стромат не был в античности разбит на главы, сказанное несомненно означает расположение по темам. 50 Платон, Письмо II, 314 c. 51 Платон, Федр, 275d–e. 52 Или «ересей», потому что речь здесь идет скорее о гностиках, нежели о греческих философских школах. 53 Климент Римский, Первое послание к Коринфянам, 7, 2. 54 I Кор. 9: 19–22. 55 Кол. 1: 28. 56 «Золотая рыбка». Cp. Athenaeus, 7, 282. Возможно, имеется в виду Labrus или Serranus Anthias. См.: D'Arcy W. Thompson, A Glossary of Greek Fishes (London, 1947), items 14 and 98. Возможно, здесь Климент имеет в виду Мф. 13: 45–48. 57 I Кор. 1: 22. 58 Democritos, fr. B 68 DK. 59 Гомер, Илиада, XX 248–250. 60 Solon, fr. 11, 7.5.6 (Плутарх, Солон, 30). Цитата Климента не точна. Климент переставляет строки и несколько меняет смысл пассажа. Русский перевод фрагмента см. в.: Эллинские поэты VIII – III веков до н.э. Эпос, элегия, ямбы, мелика (Издание подготовили М.Л. Гаспаров, О.П. Цыбенко, В.Н. Ярхо). М., 1999. Солон, фр. 15 (20). Текст несколько исправлен в соответствии с критическим изданием текстов Солона. 61 Мф. 8: 20. 62 I Кор. 3: 19; Иов. 5: 13. 63 I Кор. 3: 20. 64 Cratinus, fr. 2 CAF. Кратин – комический поэт середины пятого века до н.э. 65 Iophon, fr. 1 TGF. Иофон трагик был сыном Софокла. 66 Ис. 29: 14; I Кор. 1: 19. 67 [Гомер] Margites, fr. 2 Kinkel. 68 Гесиод, fr. 193 Rzach; Труды и дни, 649. Мифологический Лин был по одной версии сыном Аполлона и дочери аргосского царя, разорванный собаками. И его имя произошло от горестного припева погребальной песни «айлинон». По другой версии он был знаменитым певцом и убит Аполлоном из ревности. Наконец, по версии Павсания (9, 29, 9) он был родом из Фив и обучал музыке юного Геракла, который убил его в припадке гнева. 69 Дан. 2: 27–28. 70 Исх. 31: 2–5. 71 Исх. 31: 6. 72 Исх. 28: 3. 73 Еф. 3: 10. 74 Евр. 1: 1. 75 Сир. 1: 1. 76 Притч. 2: 3–5. 77 Притч. 2: 6–7. 78 Притч. 3: 23. 79 Притч. 4: 8.9. 80 Притч. 4: 10–11.21. 81 Притч. 4: 18. 82 Мф. 23: 37. Лк. 13: 34. 83 Премудр. 1: 7. 84 Притч. 5: 3. 85 Притч. 5: 4. 86 Притч. 5: 5. 87 Притч. 5: 8–9.