-КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ -СТРОМАТЫ-КНИГА ПЕРВАЯ-ОБЩЕЕ ПРЕДИСЛОВИЕ-I-О цели написания Стромат и обстоятельствах их создания-(1, 1)

95 Philo. De congr. 20, 34–7.

96 Сократический вопрос о том, можно ли «научиться мудрости», часто обсуждался классическими авторами. См., например, диалоги Платона (Менон, 71a; Протагор, 328c, и др.) или Никомахову этику Аристотеля (VI 1139b25). Однако источником Климента здесь по-прежнему является сочинение Филона (De congr., 34–37).

97 Быт. 38: 11–12.

98 Быт. 16: 6.

99 Быт. 16: 6.

100 Притч. 3: 11.

101 Иоанн. 14: 6.

102 Неточная цитата из Государства (VI, 424a). 103 Притч. 6: 6–8. 104 Мф. 6: 8. 105 Иоанн. 4: 8. 106 Евр. 5: 14. 107 Притч. 10: 12.17. 108 Притч. 10: 17. 109 Cp. Anaxarchus, DK 72 B 1. Анаксарх был последователем Демокрита и спутником Александра Македонского. 110 Гесиод, fr. 197 Rzach. 111 Мф. 13: 1–23. 112 Текст этого предложения содержит лакуну. Общий смысл, однако, ясен. 113 Пс. 117: 19. 114 Пс. 117: 20. 115 В действительности, неточная цитата из Первого послания к Коринфянам Климента Римского (48, 4–5). Примечательно, что эти же слова в другом месте приписываются Варнаве (Стром. VI 64, 2). 116 Ср. Платон, Софист, 226а, 236с, 239с, 240d. Нечто подобное говорится у Секста Эмпирика (Adv. Math. II, 12). 117 Cp. Аристотель, Топика, IV, 126a30. 118 Ср. I Тим. 6: 3–5. 119 Еврипид, Финикиянки, 470–472. Контекст этого пассажа таков: У истины всегда простые речи. Она бежит прикрас и пестроты. И внешние ей не нужны опоры, А кривды речь недуг в себе таит, И хитрое потребно ей лекарство. (Финикиянки, 469–74; перевод И. Анненского) 120 Мф. 7: 15. 121 Euripides, fr. 56; 439. 122 Апокрифическое речение Иисуса: Resch (Agrapha [TU 30 (1906)] 38). 123 Еф. 4: 14. 124 Тит. 1: 10. 125 Мф. 5: 13. 126 Euripides, Antiopa, fr. 206. 127 Гал. 5: 26. 128 Платон, Критон 46 b. 129 Реминисценция известного положения платоновского Протагора «никто не творит зла по своей воле». 130 По-видимому, имеется в виду институт римского права usucapio (приобретение по давности владения). 131 Иоанн. 15: 1. 132 Гомер, Одиссея I, 3. 133 Вероятно, речь идет об «эмпирической школе» александрийской медицины, основанной, как полагают в третьем веке до н.э. Серапионом Александрийским и Филином с о. Кос. 134 Эпитет Одиссея у Гомера. Cp. Илиада I, 31, и др. 135 Cp. Платон, Горгий, 486d. 136 Текст испорчен. Перевод передает общий смысл. 137 Cp. Притч. 22: 20–21. 138 Cp. Платон, Государство VII 534 e. 139 Иоанн. 1: 3. 140 То есть победа, в которой ни одна сторона не побеждает. Названа по имени Кадма, основателя Фив. Речь идет о сыновьях Эдипа, Этеокле и Полинике, убивших друг друга в битве за Фивы. 141 Ср. Пс. 48: 10–11. 142 Сир. 19: 19. 143 Притч. 14: 6. 144 Притч. 10: 31.