-КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ -СТРОМАТЫ-КНИГА ПЕРВАЯ-ОБЩЕЕ ПРЕДИСЛОВИЕ-I-О цели написания Стромат и обстоятельствах их создания-(1, 1)

95 Philo. De congr. 20, 34–7.

96 Сократический вопрос о том, можно ли «научиться мудрости», часто обсуждался классическими авторами. См., например, диалоги Платона (Менон, 71a; Протагор, 328c, и др.) или Никомахову этику Аристотеля (VI 1139b25). Однако источником Климента здесь по-прежнему является сочинение Филона (De congr., 34–37).

97 Быт. 38: 11–12.

98 Быт. 16: 6.

99 Быт. 16: 6.

100 Притч. 3: 11.

101 Иоанн. 14: 6.

102 Неточная цитата из Государства (VI, 424a).

103 Притч. 6: 6–8.

104 Мф. 6: 8.

105 Иоанн. 4: 8.

106 Евр. 5: 14.

107 Притч. 10: 12.17.

108 Притч. 10: 17.

109 Cp. Anaxarchus, DK 72 B 1. Анаксарх был последователем Демокрита и спутником Александра Македонского.

110 Гесиод, fr. 197 Rzach.

111 Мф. 13: 1–23.

112 Текст этого предложения содержит лакуну. Общий смысл, однако, ясен.

113 Пс. 117: 19.

114 Пс. 117: 20.

115 В действительности, неточная цитата из Первого послания к Коринфянам Климента Римского (48, 4–5). Примечательно, что эти же слова в другом месте приписываются Варнаве (Стром. VI 64, 2).

116 Ср. Платон, Софист, 226а, 236с, 239с, 240d. Нечто подобное говорится у Секста Эмпирика (Adv. Math. II, 12).

117 Cp. Аристотель, Топика, IV, 126a30.

118 Ср. I Тим. 6: 3–5.

119 Еврипид, Финикиянки, 470–472. Контекст этого пассажа таков:

У истины всегда простые речи.

Она бежит прикрас и пестроты.

И внешние ей не нужны опоры,

А кривды речь недуг в себе таит,

И хитрое потребно ей лекарство.

(Финикиянки, 469–74; перевод И. Анненского)

120 Мф. 7: 15.

121 Euripides, fr. 56; 439.

122 Апокрифическое речение Иисуса: Resch (Agrapha [TU 30 (1906)] 38).

123 Еф. 4: 14.