«Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вcu роди». Так в пророческом духе изрекала Пресвятая Богородица, когда праведная сродница Ее Елисавета назвала Ее Материю Господа. И славят, и ублажают Ее, Матерь Божию, все народы христианские, все православно верующие в Сына Ее и Бога, и слагают в честь Нее песнопения, и воспевают славу Ее в Церкви Божией. Но не одни мы, земнородные, славим Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим: Ее воспевают и Ангелы Божии на небеси. «Прославляющия Мя прославлю», сказал Господь. И он прославил Пречистую Матерь Свою славой неизреченной, как Она Сама говорит: «сотвори Мне величие сильный». Какое величие? «Предста Царица одесную Тебе» (Пс. 44; 10). А если Сам Господь так возвеличил Свою Матерь, то как же не славить Ее Ангелам Божиим?.. И они, небожители, действительно, прославляют Ее дивной песнию, и сию священную песнь принес нам с неба славный благовестник чудес Божиих — Гавриил Архангел, и поет эту песнь Церковь Божия в честь Присноблаженной Матери Божией — каждый день, и на вечерни, и на утрени, и на литургии...

Вот что повествует о сей ангельской песни во славу Богоматери древнее сказание, сохранившееся на святой горе Афонской. — Неподалеку от Кареи есть довольно обширная долина, в которой находится много келлий. В числе сих келлий, есть одна, с небольшой церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Тут в царствование греческих царей, братьев Василия и Константина Порфирородных, уединенно подвизался со своим послушником-учеником старец-священноинок. Раз пожелал он выслушать всенощное бдение под воскресный день в Протатском Карейском соборе и пошел туда, а ученик, получив заповедь исполнить, как может, службу дома, остался в келлии. Настала ночь, и вот юноша слышит стук в дверь. Отворяет и видит незнакомого странника — монаха. Он вводит его в келлию и гостеприимно оставляет на ночлег. Между тем настает время службы Божией и оба они — хозяин и гость — с благоговением начали в тишине ночной славить Господа. Тихо текла своим порядком их служба всенощная; пришло время величать паче всех Возвеличенную и славить Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, и вот они стали пред иконой Ее и начали песнопение... Домашний инок, полный сердечного умиления и благоговения ко Всепетой, трогательно запел древнюю песнь святого Космы Маиумского: «Честнейшую Херувим...» Но дивный гость его сладким ангельским голосом начал: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего»— а к этому уже прибавил и Честнейшую до конца. — "Чудно! — воскликнул до слез растроганный новой песнью домашний певец: — Но мы поем только «Честнейшую...», а такой песни —«Достойно есть...» до сей поры никогда не слыхали, и не только мы, но и предки наши. Впрочем, умоляю тебя: напиши мне эту песнь, чтобы и я мог так же, как ты, величать и славить Богородицу". — "Хорошо, — сказал незнакомец: — Дай мне бумаги и чернил, я напишу тебе эту песнь для памяти". — "Прости, брате! — с прискорбием отвечал домашний певец гостю, — занимаясь молитвою и рукоделием, мы редко в них нуждаемся, и потому сейчас нет ни того, ни другого". — "Так принеси мне хотя какую-нибудь каменную плиту", — сказал гость. Инок-хозяин сейчас же принес и подал ему плиту, а тот своим перстом начал писать на ней всю помянутую песнь, и — о чудо! Как воск умягчился камень под чудодейственной рукой инока-посетителя; его пишущий перст глубоко врезывался в камень, и слова четко и ясно отпечатлевались на плите. Окончив писание, таинственный гость подал хозяину камень и сказал: "Отныне навсегда так пойте и вы, и все православные христиане", — сказал и как молния вдруг стал невидим... Это был Архангел Гавриил, посланный от Бога возвестить христианам сложенную Ангелами песнь в честь Матери Божией. — Радость и трепет объяли смиренного инока-юношу; долго он, пораженный чудом, с благоговением стоял пред начертанными рукой Архангела письменами, и, не доверяя себе, ощупывал их руками, перечитывал и заучивал наизусть.

На рассвете старец возвратился из Кареи и застал его поющим новую песнь. "Где ты так петь выучился?" — спросил он ученика, удивленный его пением. Ученик рассказал ему все, что случилось, показал и на саму доску с чудесным начертанием на ней песнопения: «Достойно есть...» С изумлением смотрел старец на эту исписанную неземным перстом каменную плиту; много раз перечитывал священную песнь и наконец, взявши камень, оба они представили его в Протат (собрание избранных старцев от всех монастырей святой горы) и рассказали все подробности сего события. Тогда все прославили Господа, как чудодействующего во славу Своей преблагословенной Матери и воспели Ей новую песнь. Потом донесли о всем случившемся Вселенскому Патриарху Николаю и царям, и представили саму плиту с начертанной на ней песнью. И с того времени начали петь повсюду во славу славнейшей горних воинств Пресвятой Девы Богородицы сию ангельскую песнь: «Достойно есть...» А та святая икона, пред которой Архангел воспел эту песнь, взята была из келлий отшельника в Протатский собор, где она и поныне стоит на горнем месте. (Читатель может видеть изображение этой иконы на прилагаемом рисунке). Она называется "Достойно есть", и самая келлия, где совершилось это чудо, носит то же название.

По древнему преданию, сие чудо совершилось 11-го июня; в этот день афонские отцы и празднуют в честь сей святой иконы, а поелику сей день большей частью приходится в Петровом посте, то праздник в честь Архангела Гавриила, который возвестил нам сию пресладкую песнь во славу Божией Матери, перенесен на 13 число месяца июля.

Таким образом, во святой Восточной нашей Православной Церкви нам известны четыре воспетые Ангелами песни: 1) «Слава в вышних Богу»; 2) Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; 3) Трисвятое, то есть: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», и 4) сия песнь во славу Матери Божией: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего...».

405. Завещание Владимира Мономаха

Великий Князь Киевский Владимир Всеволодович, по прозванию Мономах, венцом которого и поныне венчаются наши великие государи, был правнук Равноапостольского Князя Владимира. Он оставил по себе прекрасное завещание, читая которое, мы как будто слышим простые и мудрые речи лучшего из древних наших государей, — этого твердого, крепкого верой в Бога, любимого народом Великого Князя древней Руси. Его завещание или поучение — это святой завет нашей старины, — это голос из тех времен, когда в Киевских пещерах подвизались святые Отцы Печерские, ныне нетленно там почивающие. 770 лет прошло с того времени, как написано это завещание, а оно и ныне имеет всю свою силу, и ныне поучительно для каждого сына русской земли. Предлагаем его в сокращении нашем читателям в переводе на современный язык.Я, грешный, нареченный во святом крещении Василий, а по русскому имени Владимир, прославляю Бога, Который сохранил меня до сего дня здравым. А вы, дети мои, или другой кто, прочитав сию грамоту, не осудите писания моего, не посмейтесь ему, а примите его к сердцу и не поленитесь исполнить, что тут написано. Первое дело — ради Бога и ради спасения души своей имейте страх Божий в сердце своем, и творите милостыню щедрой рукой: она — начало всякому добру. Вы, юноши, будьте душою чисты, непорочны, в беседе кротки, за столом скромны, при старых людях молчите, умных людей слушайте, старшим повинуйтесь, с равными себе и с младшими обходитесь с любовью; беседу ведите без лукавства, — больше вникайте в дело, не горячитесь на словах, не бранитесь, не предавайтесь безрассудному смеху; старших уважайте, с потерявшими стьщ женщинами в беседу не вступайте. О Владычице Богородице! Отыми от убогого сердца моего гордость и глупость, да не превозношусь суетой мира сего. — Научись, верующий человек, в сей суетной жизни быть тружеником благочестия; приучай, по слову Писания, язык к воздержанию, ум к смирению, очи к послушанию, все тело — к полному повиновению душе; истребляй в себе гнев, имей помыслы чистые, понуждай себя на добрые дела ради Господа. Отнимают у тебя что — не мсти; ненавидят, притесняют — терпи, хулят — моли, умерщвляй в себе грех. Спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдовицу. Когда воссияет весна постная, зацветут цветы покаяния, то очистим себя, братие, от всякой скверны плотской и душевной, взывая Светодавцу: слава Тебе, Человеколюбче! И действительно, подумайте, дети мои, как милостив к нам Человеколюбец Бог и премилостив. Мы вот люди грешные и смертные, а все же, если кто причинит нам зло, мы готовы, кажется, тут же приколоть его и отомстить; а Господь наш, Владыка живота и смерти, терпит нам грехи наши, хотя они превышают главы наши, и во всю жизнь нашу, как отец, любящий свое дитя, и наказывает, и опять привлекает нас к Себе. Он указал нам, как избавиться от врага и победить его, — тремя добрыми делами: покаянием, слезами и милостыней. И не тяжела, дети мои, сия заповедь Божия, чтобы сими тремя добродетелями избавиться от грехов и не лишиться Царства Небесного. И Бога ради не ленитесь, дети, умоляю вас, не забывайте вы этих трех добродетелей: они вовсе не так тяжки, как одинокая жизнь, монашество, строгие посты, которые иные благочестивые люди налагают на себя, — не трудное дело эти добродетели, а милость Божию получишь за них... И что есть человек, что Ты помнишь его, Господи? Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, — никакой разум человеческий не может поведать чудес Твоих! Велик Ты, Господи, и благословенно, и достославно имя Твое во веки по всей земле! И кто не подивится, кто не прославит славы Твоей, Твоих великих чудес и красот, на сем свете созданных! Как премудро небо устроено, как создано солнце, луна и звезды, тьма и свет, как земля на водах основана, и все это — Твоим, Господи, промышлением! И разные звери, и птицы, и рыбы, — как это прекрасно создано Тобой, Господи! Удивляемся мы и тому, как Ты от персти создал человека, как, по премудрости Твоей, разнообразны лица у людей, хотя бы и со всего света собрать их — каждый имеет свое лицо, не такое, как у других!.. Дивимся и тому, как птицы небесные летят из теплых стран, и не поселяются в одной какой-либо стране, но и сильные, и слабые разлетаются по всем землям, по Божию повелению, чтобы были полны ими и леса и поля! И все это дал Бог на пользу человеку, в пищу ему, на его утешение... Велика, Господи, милость Твоя к нам, когда все это сотворил Ты для грешного человека! И те же птицы небесные умудрены Тобой, Господи: когда ты повелишь — они поют и веселят людей, а когда запретишь — они умолкают и немеют, хотя и могли бы петь. Воистину благословен Ты, Господи, за все сии чудеса и красоты, Тобою сотворенные! И кто не славит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во Отца и Сына и Святаго Духа, — тот да будет проклят! — Читая сии слова, дети мои, благодарите Бога, давшего нам милость Свою, — вот вам завет от моего скудоумия! Послушайте же меня, и если не все, то примите хотя бы половину. И если Бог смягчит ваше сердце, то плачьте о грехах ваших и скажите: Господи! Якоже блудницу, и разбойника, и мытаря помиловал еси, тако и нас грешных помилуй! И в церкви так делайте, и дома, ложась в постель. Не грешите, не забывайте никогда на ночь класть земные поклоны, а если занеможете, то хотя бы трижды поклонитесь. Не забывайте же сего, не ленитесь. Сими ночными поклонами и пением человек побеждает диавола, и что согрешит днем — ими избавляется от греха. Даже и в дороге, на коне сидя, если ни с кем не разговариваете, то, чем думать пустое, повторяйте втайне молитву: Господи помилуй, — если уж других молитв не знаете. Эта молитва легче всякой другой. А паче всего убогих не забывайте, а по силе кормите их, помогайте сироте; защищайте вдовицу и не допускайте людям сильным губить слабого человека. В разговорах о добром и худом не клянитесь именем Божиим, не творите при этом крестного знамения, — в этом нет никакой нужды. А когда придется крест целовать — присягу принимать, то целуйте только в том случае, когда можете устоять в этой присяге, и когда поцелуете крест, то смотрите, чтобы нарушением клятвы не загубить вам душ своих. — Епископов, священников и весь духовный чин, чтите и любите, с любовью принимайте от них благословение, не сторонитесь от них, и доставляйте им потребное, а они будут молиться за вас Богу. А паче всего берегитесь гордости и в сердце, и в уме; — так себе будем говорить: мы — люди смертные, сегодня мы живы, а завтра ляжем в гроб; — все, что Ты, Господи, дал нам. — не наше, а Твое; Ты поручил это нам лишь в несколько дней. И в землю кладов не зарывайте: это великий грех. — Старых почитайте как отцов, а молодых считайте за братьев. У себя дома не ленитесь, ни на кого не полагайтесь, а сами за всем смотрите, и тогда чужие люди не посмеются над вами. Пойдете на войну — не ленитесь, не теряйте много времени на еду и спанье. Берегись лжи, пьянства и блуда: во всем этом погибнет и душа, и тело. Куда пойдете, и где остановитесь, напоите, накормите бедняка. А гостя почтите, откуда бы он ни пришел: будь он простой человек, будь он знатный, или посол. Если не можете одарить его чем, то по крайней мере почтите угощением. Такие люди, переходя с места на место, по всем землям разносят о человеке хорошую или худую молву. Больного посетите, над мертвецом помолитесь, — и мы ведь все умрем, — не проходите мимо человека, не приветив его, не сказав ему доброго слова. Жен своих любите, но не давайте им власти над собой. А конец всему — страх Божий имейте выше всего. Если что забудете из сего — читайте чаще: и мне будет не стыдно, и вам будет добро. Что знаете доброго, того не забывайте, чего не знаете — учитесь. Вот мой отец, сидя дома, изучил пять чужих языков. В этом честь от всех земель. А леность — всему злу мать. Ленивый, что и знает, то забудет, а чего не знает, тому никогда не научится. Смотрите, чтобы солнце не заставало вас в постели. Так делал отец мой и все добрые старые люди. Он встречал солнце с молитвой и славил Бога с радостью: просвети очи мои, Христе Боже, — показал Ты мне, Господи, свет Твой красный. Приложи мне, Господи, лето к лету, чтоб я очистился от грехов моих и прославил Тебя, Господи. Читая грамотицу эту, потщитесь, дети, на добрые дела, славя Бога и святых Его. Смерти не бойтесь, дети: кто может вам повредить, если Бог не попустит? А если судил Бог умереть — никто не убережет тебя. Божие хранение лучше человеческого...406. Кому подобен распутно живущий?«Моляху бесы Иисуса, глаголюще: аще изгониши ны, повели нам ити в стадо свиное. И рече им: идите» (Мф. 8; 31, 32).О бесах и о свиньях не только говорить, но и помыслить не хотелось бы, возлюбленные мои братия! О бесах говорить страшно, о свиньях стыдно. Страшно и вспомнить о мрачных безобразных бесах, коих один вид, как говорят люди мудрые, уже страшнее всякой муки; стыдно беседовать при добрых людях и о свиньях, которых в Ветхом завете гнушались, как нечистых и скверных животных. Но вот во святом Евангелии читается: «моляху бесы Иисуса, глаголюще: аще изгониши ны (от человека), повели нам ити в стадо свиное. И рече им: идите» (Мф. 8; 31, 32). Итак, вот в Евангелии говорится о бесах и свиньях: посему и нам нельзя пройти их молчанием; побеседуем же о них хотя бы кратко, а Ты, Господи, Сам соделай, чтобы сия беседа была нам грешным в пользу, а Тебе от нас — во славу!Удивительно, что бесы, существа прегордые, не просят у Христа Бога нашего позволения войти во львов или слонов, а в свиней. Достойно удивления и то, что Господь не отказал им; прежде сего Он никогда не исполнял их прошений, а теперь даже повелевает им, говорит: идите. Почему это? Просят бесы позволения войти в свиней потому, что любят себе подобных. Нечисты бесы, как Сам Господь говорит одному из них: «изыди, душе нечистый, от человека». Нечисты и свиньи, почему в Ветхом Завете и запрещено было употреблять в пищу их мясо. Смотри, говорит один толкователь Святого Писания: где сатана желает пребывать? — В нечистых животных. Это потому, что и сам любит всякую нечистоту.Вот почему учители церковные, изъясняя Евангельскую историю в таинственном смысле, под свиньями разумеют грешников, которые любят нечистоты плотских грехов, как свиньи любят грязь. Вот что говорит, например, святой Иоанн Златоуст: какого зла не делает греховное угождение плоти? Из человека оно делает свинью, и даже хуже свиньи: та валяется в грязи и питается нечистотой, а блудник питает свою душу скверными блудными помыслами. Блудник во многом подобен свинье: это животное всегда смотрит в землю, и не может взглянуть на небо; в землю смотрит и грешник, весь занятый блудными помыслами, и не хочет поднять своих душевных очей к небу и помыслить о Боге Сердцеведце. Стонет свинья; стонет и грешник, постоянно страдая в своей совести, окаевая себя, видя, что он погибает, что с каждым днем все глубже увлекает его в погибель злая греховная привычка. Итак, просят бесы у Господа позволения войти в стадо свиное, потому что эти нечистые животные изображают собой грешников, — а бесы любят пребывать в блудно живущих людях. Святой Иоанн Златоуст говорит, что блудный человек и сам подобен бесу: он также бесстыден и зол, как бес. О диаволе говорят люди мудрые, что он повсюду носит в самом себе огонь гееннский; всюду этот огонь его жжет и мучит нестерпимо, так и блудно живущий везде носит в себе самом этот огонь плотской похоти и постоянно от него страдает. Любят бесы пребывать в блудно живущих и потому, что такие люди —лучшее для них жилище. В древнем Карфагене был такой случай: стоял там в одном месте идол Венеры, языческой богини, которая изображена была бесстыдно обнаженной. Однажды проходил мимо сего идола юноша-девственник, случайно взглянул на эту статую и соблазнился. И в то время, как он услаждался в сердце нечистыми помыслами и пожеланиями, вдруг вошел в него бес и стал его мучить... Видишь, как блудный грех, еще не исполненный делом, а только задуманный, уже делает душу человека вертепом разбойника — диавола! Что же сказать о блудной нечистоте самым делом исполненной?.. Не живет ли диавол в блудном, как в собственном жилище? Слышишь ли сие, блудно живущий человек?.. Знаешь ли, что и в тебе обитает бес? Или не ощущаешь его в себе, и не веришь тому, что я говорю тебе? Преподобный Иларион изгонял некогда из одной девицы беса и спросил его: почему он не вошел в того юношу, который волхвованием послал его в сию девицу? Бес отвечал: в сем юноше уже живет мой товарищ, любострастный бес блудный. Видите: в блуднике живет бес блуда и мучит его разжжением блудным! Вот почему бесы просят у Господа позволения войти в свиней, а Господь попускает, даже повелевает им войти в свиней: идите, говорит. Для чего же Он попускает? Для того, чтобы показать, что диавол имеет власть над теми, которые живут подобно свиньям, и для того, чтобы явить над теми грешниками Свой суд праведный, как написано: «блудником же и прелюбодеем судит Бог» (Евр. 13; 4). И воистину так! Господствует, или лучше сказать, царствует диавол над блудными людьми как над своими рабами, ибо, как сказано: «творяй грех от диавола есть» (Ин. 3; 8); он не Христу, а диаволу работает. Мы знаем, что диавол некогда царствовал над идолопоклонниками, как над своими рабами; но и те, кто живет развратно, — вторые идолопоклонники, — они рабы диавола: тот, кто отрекается Христа блудным грехом, разве не есть идолопоклонник? Его идол — это его страсть, его греховная привычка, а в этой привычке, как в идоле, живет господь его — бес, которому он отдал свое скверное сердце, как алтарь или жертвенник, кладет на этот алтарь огонь похоти греховной, приносит ему в жертву самое дело блудное, которым и оскверняет себя и делается сам подобен бесу и ему угоден... Над такими крещенными идолопоклонниками диавол господствует, как над своими рабами, и повелевает ими немилосердно: он отнимает у грешника душевную силу к покаянию, обнажает его благодати Божией, ввергает в огонь нестерпимой похоти блудной и в воду нечистого сладострастия и погубляет его, потопляя в бездне адской, как свинью в море, и там будет мучить его во веки веков. Вот какую награду готовит диавол своему рабу, который верно и прилежно работает ему грехами блудными!