Народ терпел-терпел, наконец, взялся за оружие. Начались известные войны казацкие. Но сила польская подавляла казаков, а тех несчастных, которые попадали в плен, сожигали на угольях, терзали железными когтями, сажали на острые спицы, закладывали живых в каменные столбы... Малороссия, беспощадно истребляемая и сожигаемая, казалось, должна была погибнуть, но Бог смиловался над нею: явился знаменитый гетман Богдан Хмельницкий, и по его мысли народ Южной Руси навсегда отвязался от Польши и соединился с единокровным и единоверным народом Великой России. Это произошло в 1654 году, спустя 58 лет после начала унии. А Западная Русь — Подолия, Волынь, Белоруссия, Литва, тогда не могли еще отделиться от Польши и более 100 лет оставались в прежнем положении. Мало того, здесь сама уния подверглась гонению от латинян. Латиняне заставляли униатов переходить в латинскую веру, отнимали у них церкви, монастыри, церковные доходы. Вот что такое была уния! Вот сколько зла принесла она нашим бедным братиям, которые поддались этой лести римской! Слава Богу, эта хитросплетенная сеть иезуитская теперь разорвана! Еще при императрице Екатерине II до трех миллионов русских униатов возвратилось в лоно Православной Церкви. В 1839 году еще воссоединилось более полутора миллиона; В 1875-1876 годах воссоединились и остальные униаты до полумиллиона. Так, отторгнутые насилием, воссоединены были любовию. Видно, русская душа по природе — православна, а русский человек только насилием или же своим собственным гордым невежеством может быть оторван от своей родной Православной Церкви!

478. Торжество православия над унией

"Благодарю Бога и принимаю" Николай I

Как хороши, как много говорят сердцу эти слова! Не чувствуете ли вы, братие, читатели мои, что в этих словах слышится и радость, и благоговение? Они станут более ясны, когда вспомним, что их написал блаженной памяти государь император Николай Павлович в 1839 году, 25 марта, на докладе Священного Синода о желании более полутора миллионов униатов возвратиться к древней Матери своей — Церкви Православной. Этими словами благочестивейший Государь раскрывал свои отеческие объятия детям, заблудшим было и возвратившимся. День 25 марта приходился тогда на Страстную Субботу, и, значит, царское благовестие раздалось в праздник Благовещения Пресвятыя Богородицы и накануне Светлого Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И вот, в 1889 году минуло уже 50 лет этому радостному для Церкви и государства событию. Скажем, друга, и мы теперь: благодарим Бога и принимаем к сердцу это событие! А так как не многие из нас знают его как следует, то вспомним теперь, как оно произошло.

Много зла принесла уния Юго-Западной Руси. На первых порах, после присоединения бывших православных к римской церкви, папы римские готовы были на все уступки, лишь бы только присоединившиеся признавали папу главою Церкви вселенской, наместником Самого Иисуса Христа на земле. Но это было только искусной приманкой, чтобы потом, незаметно и постепенно, совсем перевести их в веру латинскую. По учению латин — папа непогрешим в делах веры; как же его не слушаться беспрекословно? Кто не повинуется папе, тот не повинуется Самому Христу. Так учили и учат латины. А папа, между тем, мог распоряжаться униатами, как ему угодно. Кто же из униатов осмелился бы спорить с непогрешимым наместником Христа, каковым они же его признали? Так и случилось с нашими несчастными братьями, принявшими в 1596 г. унию с Римом. Они жестоко обманулись в своих надеждах.

Лишь только уния несколько окрепла, лишь только присоединившиеся к латинской церкви попривыкли к своему положению, как усердные слуги римского папы — иезуиты и польское правительство, стали теснить униатов, вводить у них латинские обряды, требовать, чтобы богослужение совершалось или на латинском, или на польском языке. Латины принудили униатов вставить в Символ Веры свое лжеучение об исхождении Святого Духа и от Сына, ввели в богослужение органы, римские обряды при совершении Таинств, причащение мирян под одним видом (одним Телом Христовым), уничтожили в церквах православные иконостасы, стали воспитывать для униатов будущих пастырей в латинских школах. Самую унию стали презрительно обзывать верою холопскою, отнимали у униатов церкви, монастыри, церковные доходы и передавали все это латинам; униатов открыто стали принуждать к переходу в латинство. Несчастные униаты скоро увидели себя в положении беззащитных сирот и с горестью стали вспоминать о своей прежней Матери — Церкви Православной, которую они так легкомысленно покинули. Впрочем, должно сказать и то: они не столько были отдалены от нее духом, сколько печальными обстоятельствами и тем, что томились под властью Польши, которая так усердно служила римскому папе.

Почти двести лет продолжалось это тяжелое положение униатов. Все меры польского правительства, все происки латинского духовенства, все виды насилия, все уловки коварства — все было пущено в дело, чтобы ополячить русский народ, чтобы отнять у него и заставить позабывать веру отцов его, веру православную. Но, слава Богу, этого не случилось. Русский народ с твердостью переносил и насилия, и страдания, не раз проливал потоки крови и отстоял дело святое. Не много оказалось изменников этому делу, и то только из тех, для которых житейские выгоды были дороже святой веры Православной. При императрице Екатерине II некоторые области Западного края, составлявшие древнее достояние Руси, стали отходить от Польши и присоединяться к России. В этих областях униатам была объявлена полная свобода возвращения к прародительской Церкви, а так как многие из них еще живо помнили, что их отцы были православными, то три миллиона униатов в течение двух лет возвратились к вере предков своих. А те, которые остались в унии, нашли себе защиту в русском правительстве и, по крайней мере, отдохнули от преследования латинян.

В царствование Государя Императора Николая Павловича униатам стало жить еще спокойнее. В 1828 году он оградил униатов от всякого вмешательства латинян, даровал им отдельное церковное управление под председательством их митрополита, дал им большие средства для образования их юношества, для обновления их церквей. Эти милости расположили униатов с благодарностью смотреть на православное правительство — в них уже стала пробуждаться мысль о воссоединении с Православною Церковью. Больше всех в этом святом деле потрудился латинский епископ Иосиф, по фамилии Семашко. Он был родом из Киевской губернии, его родители были люди благочестивые, отец был униатским священником и потом присоединился к Православной Церкви. Иосиф с детства воспитал в себе расположение к Православной Церкви. Получив образование в главной униатской семинарии в Вильне, он поступил на службу в Петербург и здесь скоро занял почетное место в Главном управлении (Коллегии) по римско-католическим делам. Будучи очень любознательным, он принялся с особенным усердием изучать историю Русской Церкви, совершенно убедился в чистоте веры Православной и хотел уже принять Православие. Но Богу угодно было, чтобы он не один возвратился в лоно Матери Церкви, а привел с собою более полутора миллионов своих собратий-униатов. Посвященный в сан униатского епископа, он, вместе с другими двумя епископами, стал постепенно восстанавливать первобытное устройство храмов по образцу православных, и в них — древнее богослужение, прежние одежды, обряды, вводить богослужебные книги, издаваемые нашим Священным Синодом, проповедовать Слово Божие на родном языке и ставить во священники только тех, которые твердо изучили обряды и постановления Церкви Православной. В таком духе стали они воспитывать духовное юношество — будущих пастырей Церкви. Так постепенно, в течении целых десяти лет подготовлялось великое дело воссоединения наших братьев с Православною Церковью. Наконец, после неоднократных совещаний, все три униатских епископа — сам Иосиф и его сотрудники: Оршанский Василий и Брестский Антоний, вместе с старшим духовенством собрались в Полоцке 12 февраля 1839 года в неделю Православия. Они совершили здесь торжественное служение во время коего в первый раз был произнесен Символ Веры — без латинской прибавки и от Сына, — и в первый раз вместо папы были помянуты Восточные Патриархи и Святейший Всероссийский Синод.Этот акт был подписан 24 присутствовавшими духовными лицами и, кроме того, к нему были приложены собственноручные объявления о согласии на воссоединение от 1305 священников и монахов. Старшему епископу, Иосифу Литовскому, поручено было отвезти в Петербург и этот соборный акт, и всеподданнейшее прошение униатских епископов.Сей-то доклад Священного Синода и был утвержден Государем 25 марта 1839 года, а в четверг на Светлой неделе, 30 марта, епископ Иосиф, как представитель всех униатов, был торжественно введен в собрание Священного Синода.Таким образом, на Светлой неделе 1839 года воскресло к новой жизни более полутора миллионов бывших униатов, наших кровных братьев, искони русских людей. В память сего события Государь приказал выбить медаль. Скоро последовал ряд торжественных служений в Витебске, Полоцке, Велиже, Суроже, Орше, Минске, Вильне, Жировицах. Общая радость, взаимная братская любовь напоминала первые века христианства. И вот, с той поры прошло уже 50 лет. Думаем, что и ныне у многих светло и радостно на душе при воспоминании о минувшем. Возблагодарим же, братие, Господа, возвратившего нам родных братии наших в дом Отчий — родную Святую Православную Церковь нашу! «Се ныне что добро или что красно, во еже жити братии вкупе!» В этом святом союзе да цветет наша Святая Русь ныне и присно, и да заповедает ей Господь благословение и живот во веки веков. Аминь!479. Духовные сокровища народной мудростиЛисток первый.Предки наши из всей жизни своей извлекали мудрое, доброе слово. Они говорили его по вековому опыту, часто его повторяли, любили слагать его складно, чтобы оно легче в памяти держалось. И это слово их не пропало, оно и доселе хранится в живой речи нашей — в пословицах, поговорках; оно собрано в книги учеными людьми с полным уважением к здравому смыслу русского народа. На него ссылаются иногда в своих проповедях наши святителя (сам митрополит Филарет Московский); его заботливо собирал другой святитель — Филарет, архиепископ Черниговский. Приведем же и мы несколько светлых мыслей и дум народных о Боге, о душе, о молитве, о доброй жизни. Предлагая их православному русскому люду, мы говорим: "Твоим добром—тебе челом". И дай Бог, чтобы это народное слово крепко держалось в молодой памяти, чтобы новые поколения оправдывали его самой жизнью. А тех неведомых-незнаемых, умных и добрых людей, которые заповедали нам эти уроки, помянем молитвою: Пошли им, Господи, вечную память и Царство Небесное!