Тропари. Богомудрые жены вслед за Тобой спешили с благовонными мастями; но Кого они, как мертвого, искали со слезами, Тому поклонились с радостью, (как) живому Богу, и ученикам Твоим, Христе, возвестили таинственную Пасху (Мк. 16; 1-7).

Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало другой вечной жизни, и в восторге воспеваем Виновника (сего) единого Бога отцов, благословенного и препрославленного (Ос. 13; 14, 1 Кор. 15; 54).

Поистине священна и достойна всякого торжества сия спасительная и светозарная ночь, предвозвестница светоносного дня Воскресения, в которую безлетный (вечный) Свет в плоти для всех воссиял из гроба (Ин. 20; 1).

Песнь 8

Ирмос. Сей именитый и святый день, единственный, царь и господь, суббот, праздник из праздников и торжество из торжеств: в сей (день) благословим Христа во веки.

Тропари. Приидите, приобщимся нового виноградного плода — божественного веселия, в именитый день Вокресения и царствия Христа, воспевая Его, как Бога, во веки (Мф. 26; 29, Пс.103; 15).

Возведи взоры твои, Сион, вокруг себя и посмотри: вот стеклись к тебе, как богосветлые светила, от запада, севера, моря и востока, дети твои, благословляющие Христа во веки (Ис. 60; 4, 49; 12).

Отец Вседержитель и Слово и Дух! Существо единичное в трех Лицах, всевышнее и Божественнейшее! Мы в Тебя крестились, и Тебя будем благословлять во все века (Мф. 28; 19).Песнь 9Ирмос. Озаряйся светом, озаряйся, новый Иерусалим! Ибо слава Господня воссияла над тобой; торжествуй ныне и веселись, Сион! И ты, Пречистая Богородица, радуйся о восстании Рожденного Тобой! (Ис. 60; 1, Лк. 1; 47).Тропари. О, как божественны, любезны и пресладостны глаголы Твои, Христе! Ты обещался неложно с нами быть до кончины века; имея их опорой надежды, мы верные радуемся (Мф. 28; 20).Пасха, великая и священнейшая, Христе! О Премудрость, Слово Божие и Сила! Удостой нас совершеннее приобщаться Тебя в безвечерний день царствия Твоего (1 Кор. 5; 7, 13; 12).617. Что значит: "Вышних ищите?"Где сокровище наше, там должно быть и сердце наше. Вознесся от нас на небо Господь наш Иисус Христос, наш Спаситель; туда, к Нему, сидящему одесную Бога Отца, всегда должны быть устремлены все наши мысли, наши желания и надежды. Сего требует и святой Апостол Павел, когда говорит: вышних ищите, идеже есть Христос, одесную Бога седя; горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3; 1,2). — Но как, скажете вы, мудрствовать о небесном, когда мы многого и вокруг нас-то, на земле, не понимаем? И нам ли, скажете, людям темным, неграмотным, мудрствовать о таких высоких, недоступных нашему уму вещах? Пусть занимаются этим люди ученые, мудрые, а у нас голова постоянно занята тем, как бы добыть кусок насущного хлеба, прокормить себя и семью. — Братие! Мудрствовать о небесном не так трудно, как представляется с первого раза. Для этого не нужно много голову ломать, или долго сидеть за книгами; мудрствовать о небесном может легко всякий простой и неученый человек. Что значит мудрствовать о горнем или небесном? Это значит постоянно помнить, что мы живем не для земли, а для неба, и стало быть все дела свои располагать так, чтобы мы по смерти могли жить в обителях небесных, иначе сказать: мудрствовать небесная значит при всех своих делах помнить о Боге, нашем Отце небесном, и творить Его святую волю. — Положим, ты трудишься в поле, пашешь землю, засеваешь ее, или же собираешь на ней жатву, ты весь занят своей трудной работой, спешишь сделать ее вовремя, чтобы не опоздать посевом или жнитвом, с утра до вечера не имеешь покоя... Когда бы, кажется, думать тут о небесном, когда все приковывает к земле, которая ежеминутно находится пред глазами? А между тем и при этой тяжелой работе можно мудрствовать о небесном. Начинай каждый раз твою работу молитвой к Богу, оканчивай благодарением Создателю, призывай Его во время труда к себе на помощь, помни, что все зависит от Бога. Кто распоряжается твоим временем: дает тебе день для труда, а ночь для отдыха? Кто подкрепляет твои силы и силы скотины, которая трудится вместе с тобой? Кто дал тебе самое поле для работ твоих? Все это дал тебе Бог. Помни об этом, когда ты трудишься в поле, и ты, при своих земных трудах, будешь мудрствовать о горнем, небесном. — Вот все тяжкие труды твои в поле увенчались наконец добрым успехом. Ты свез хлеб на гумно свое, видишь, что трудился не даром, что у тебя станет хлеба прокормить себя с семьей круглый год, и еще будет остаток. У тебя сердце радуется, глядя на все это обилие, ты соображаешь заранее, как лучше сберечь собранное, что оставить для себя и как распорядиться избытком, когда повыгоднее продать, чтобы выручить побольше денег. Забот и хлопот немало, а между тем и при этом ты можешь мудрствовать о горнем, небесном. Возблагодари прежде всего Господа, щедрого подателя всех благ. Подумай, что не одной твоей силой, не одним твоим трудом собрал ты это добро на гумне своем, но получил его от щедрой десницы Господа, Который вовремя посылал дожди на твою ниву и вовремя согревал ее Своим солнцем. Размысли о том, чтобы избыток трудов твоих употребить не на пьянство или гулянье, а на то, чтобы привести в порядок твое хозяйство или сделать какое-нибудь богоугодное дело: помочь, например, вдове, сироте, накормить нищего голодного, заботиться, чтобы при земном твоем богатстве собиралось и умножалось твое сокровище на небеси, — то есть чтобы умножались твои добрые и богоугодные дела. Если такие мысли станут занимать тебя, то ты будешь мудрствовать горняя, небесная. — Но в трудах твоих неудача: червь подточил на ниве твоей корни при самом всходе, зной иссушил жатву прежде, чем она созрела, или град побил хлеб в то время, когда ты, радуясь урожаю, готовился уже собрать его; на гумне твоем пусто, видишь, что не достанет и самому тебе прокормиться с семьей целый год, все твои труды пропали. Тут ли мудрствовать о горнем, небесном, когда голова невольно поникает к земле, тоска грызет сердце? А между тем и при этом тяжком горе можно мудрствовать о горнем, небесном. Отчего это случилось такое несчастие? От воли Божией. Богу так угодно. А Богу ничего не бывает угодно без причины. Он хотел наказать тебя за какие-нибудь дурные и нечестные дела или испытать тебя: так ли ты будешь любить Его, как любил в счастье? Пораздумай с самим собой об этом, не отдавайся весь твоей тоске и унынию, не заливай горя твоего водкой, которой никогда его не зальешь, больше себе повредишь, постарайся исправить, что замечаешь за собой дурное, принимай наказание от руки Божией с такой же благодарностью, с какой принимал Его щедроты, — и ты будешь мудрствовать горняя, небесная. — В домашнем быту у крестьянина на каждом шагу заботы и хлопоты. В семье своей он первое лицо: жена и дети от него зависят. Много нужно подумать о том, чтобы они были сыты, обуты, одеты и довольны. Немало хлопот требуется, чтобы удержать в семье порядок, лад и тишину. Занимаясь всем этим, когда, кажется, тут мудрствовать о небесном? А между тем и при всех этих заботах и хлопотах домашних можно мудрствовать и о небесном. Для чего Бог дал тебе семью, жену и детей? Для того ли только, чтобы ты кормил их и одевал, или показывал над ними свою силу и власть? Он дал их тебе для того, чтобы ты научал их добру и соделал их людьми Богу угодными, чтобы ты мог вместе с ними предстать пред Господа и сказать: "Се аз и дети, которых дал Ты мне, Господи!" Если при всех твоих семейных заботах и хлопотах ты будешь стараться, чтобы домашние твои чтили Бога и благодарили Его за тебя, чтобы они любили друг друга и получили доброе имя у людей, если ты будешь помнить, что и их нужно приготовить для. вступления в обители небесные, как и сам ты должен туда готовиться, то ты, при всех твоих заботах и хлопотах домашних, будешь мыслить горняя, небесная. Где, кажется, менее всего можно заняться мыслью о горнем и небесном, как не на сельском сходе, куда призывают тебя или для выбора старшины, сотского, или подать голос о каком-нибудь общественном деле? Со всех сторон тут шум и толкотня, да и дела-то тут таковы, что при них о небесном нет и помину. А между тем и здесь ты можешь мудрствовать о горнем, небесном. Ты призван, например, выбирать старшину. Пред тобой два лица: один — человек честный, правдивый и богобоязненный, у другого и смыслу большего нет, и за правду много он не постоит, но он чем-нибудь угодил тебе или угостил тебя. За кого из этих двух подашь ты свой голос? За первого, которого считает достойным твоя совесть, или за последнего, который польстил тебе? Если послушаешься ты своей совести, если пожелаешь поступить так, как велит правда Божия, а не так, как твоя грешная воля, ты будешь мудрствовать по-небесному. Тебя призывают сказать свое суждение о каком-нибудь общественном деле: о пожертвовании на школу, об отдаче рекрутов, о раскладке недоимок, об опеке над сиротами и т.п., во всех этих делах можно рассудить по правде, по Божиему, можно сказать и кривду по грешной воле человеческой в угоду каким-либо богачам или приятелям. Когда ты постараешься судить по совести и по Божиему, ты будешь мудрствовать не земная, а небесная. — Видите, братие, что мудрствовать о небесном не так мудрено, как предсталяется с первого раза. Я перечислил вам только немногие случаи из вашей жизни, но это можно делать на каждом шагу, всегда и везде, для этого нужно только чаще вспоминать о том, как научил нас жить Иисус Христос и не забывать, что мы на земле только жильцы временные и должны приготовиться к вечной жизни в обителях небесных — Но у нас есть место, где более всего можно возноситься мыслью к небесному и научиться, как нужно мыслить о небесном. Это — храм Божий. Здесь во всем, что читают и поют Божия сила и премудрость. Стоя во храме Божием, мы стоим не на земле, а на небе. Нужно только, чтобы мы ходили в храм Божий чаще, по крайне мере в праздничные и воскресные дни, и не стояли рассеянно, а внимательно слушали, что читают и поют в храме Божием. — Итак, всякий из нас может исполнить волю Христа Спасителя, Который, вознесшись на небо, тем самым показал нам, что мы должны мудрствовать не о земном, а о небесном. — Воспоминая ныне вознесение Господа нашего Иисуса Христа, постараемся, братие, чтобы это воспоминание послужило нам на пользу. Будем обращать чаще мысли наши туда, куда вознесся Иисус Христос, тому же будем учить и детей наших, и вознесшийся на небо Господь наш Иисус Христос за это ниспошлет Свое благословение на нас и на детей наших. Аминь.