KLHMENTOS-STRWMATEWN TRITOS-СТРОМАТЫ-КНИГА ТРЕТЬЯ-Гностики о сексуальной жизни и браке-Валентин, Василид и Исидор о браке

20 Cf. Rep. V 457 d. Такое толкование является полностью превратным. Платон допускает «коммунизм» только для правящего класса, где все имеют равный статус и вступают в связь только во время особых праздников, распределяя партнеров по жребию. Однако представители этого класса должны особенно строго воздерживаться от сексуальных излишеств. Впрочем, Климент не уникален в своей интерпретации, нечто подобное можно найти и у Эпиктета (II 4, 8-10).

21 Epist. Iudae 8-16.

22 Cf. Strom. V 88.

23 Heracleitos, fr. 99 (Marcovich), 20 DK.

24 Фрагменты из поэмы Эмпедокла «Очищения» (fr. 118, 125, 14 DK).

25 Oracles Sibyll., fr. 1, 1.

26 Odyssea, XIII 130.

27 Theognidea, 425-427. 28 Euripides, Cresphontes, fr. 449. 29 Euripides, Polyidos, fr. 638. 30 Неточная цитата из Геродота (I 31). 31 Herodotus, I 31. В этой известной истории Солон называет Клеобида и Битона счастливейшими из людей, поскольку в ответ на молитву матери даровать ее сыновьям наивысшее благо, доступное людям, богиня послала им смерть во сне. 32 Iliad., VI 146. 33 Plato, Clatylus, 400 b-c. Цитата не вполне точна. 34 Philolaus, fr. 14 DK, cf. Plato, Gorgius, 493 a. 35 Pindar., fr. 137 a Schroeder. 36 Те, кому мы обязаны учреждением мистерий, не иначе как еще в древности поняли намек о том, что непосвященный в Аиде будет валяться в грязи. Посвященный же поселится среди богов (Федон, 69 с). 37 Phaedo, 66 b. 38 Phaedo, 64 a. 39 Phaedo, 65 c-d. 40 Rom. 7: 24. 41 Rep. I 328 d, 329 c. 42 Phaedo, 62 b. 43 Cf. Phaedo, 114 b-c (текст у Климента несколько изменен). 44 Phaedo, 62 b. 45 Politicus, 273 b-c (с небольшими изменениями). 46 Politicus, 273 b. (Этот пассаж у Платона непосредственно предшествует предыдущему.) 47 Leg. II 653 c-d. 48 Epinomis, 973 d. 49 Heracleitos, fr. 49 (Marcovich), 21 DK; cf. Plato, Gorgias, 492 e. 50 Намек на Истинного Бога, которого Маркион называл Странником или Инородцем. 51 Euripides, fr. inc. 908. 52 TGF, adesp. fr. 111. Я переставил вторую и третью строки местами. 53 TGF, fr. 112. 54 Euripides, Iphigenia at Aulis, 161-3. 55 Euripides, Antiope, fr. 211. 56 Euripides, Supplices, 269-70. 57 FPG I, 200; cf. Plutarchus, Moralia, 286 d-e. 58 Cf. Apollonius, Mirabilia, 46. 59 Mt. 8:22. «Пусть мертвые хоронят своих мертвецов». Далее Климент предлагает метафорическое понимание этого пассажа. 60 Cf. Col. 3: 1,5. 61 Этому положению следовали николаелиты, см.: Strom. II 118, 3. 62 Cf. Mt. 6: 24. 63 Ephes. 4: 20-24; 5: 1-4; 5.11. 64Ср. высказывания Тертуллиана (Adversus valentinianos, 4, 2) и Иринея (Adversus haereses I, 11, 1), где также говорится о семени некой древней доктрины, от которой «зачали» валентиниане. Это вербальное сходство весьма примечательно. О возможном смысле пассажей Иринея и Тертуллиана см. статью: Quispel G. Valentinus and the Gnostikoi. – Vigiliae Christianae 50 (1996), p. 1–4, однако это место там не упоминается. 65 Io. 8:34. Однако это слова Иисуса. Возможно, в тексте лакуна. 66 Num. 25: 8. 67 I Joh. 1: 6-7. 68 Mt. 5: 20.