Поэты о сотворении человека

(4) Что же касается сотворения человека из праха, то философы постоянно говорят о теле, как имеющем земляную природу. (5) Гомер, не сомневаясь, произносит такое проклятие358:

Да станьте вы все водою и грязью!

(6) Так же говорит и Исаия: «И нога ваша пусть попирает их как грязь».359

(100, 1) А Каллимах пишет ясно360:

Было это во времена, когда птицы,

и морские твари, и четвероногие произносили звуки, как глина Прометея. (2) И снова: Если и ты создан Прометеем, то не иначе как из той же глины. (3) Гесиод же говорит о Пандоре361: Славному отдал приказ он Гефесту, как можно скорее Землю с водою смешать, человеческий голос и разум внутрь заложить Символизм огня, воды н земли (4) Природу стоики определяют как «творческий огонь, последовательно идущий путем порождения».362 В Писании, соответственно, Бог и его Логос аллегорически названы «огонь и свет».363 (5) И Гомер в мифе о разводе Тифии и Океана не представил ли отделение воды от земли и образование суши? Он говорит364: Долго любезные сердцу, объятий и брачного ложа, долго чуждаются боги... О богословии поэтов и философов (6) Пойдем далее. Наиболее разумные из эллинов приписывали Богу провиденциальную силу. Например, Эпихарм (а он был пифагорейцем) говорит365: От Бога ничего не утаить, должно тебе это знать. Он надзирает за нами и нет для него невозможного. (101, 1) Или лирический поэт366: Бог может из непроглядной тьмы ночи извлечь ничем не запятнанный свет, а из темной туманной мглы – чистое сияние дня, – Тем самым он говорит, что только Бог может сотворить ночь среди бела дня. (2) Арат же в поэме О Явлениях выразился так367: Скажем сначала о Зевсе. Пусть же ни один смертный не дерзнет оставить его имя неупомянутым. Все полно Зевса, все улицы, все места народных собраний, глубины моря, гавани, все свидетельствует о нем. (3) Далее он добавляет (имея в виду творение): Ибо и мы его дети – того, кто милостив к людям. Он дает знаки начала всему. Он зовет людей к их делам, поместив звезды на небе и расположив созвездия. Он увенчал год этими звездами, и они предназначены знаменовать людям их сезонный труд, чтобы все произрастало по порядку. Поэтому мы всегда взываем к нему. Начиная всякое дело или его завершая, мы говорим: Слава тебе Отец, великий и чудесный, всем защита. (4) И еще до него Гомер, описывая щит, скованный Гефестом, в полном согласии с Моисеем, сказал368: Там представил он землю, представил и небо и море (...) Все прекрасные звезды, какими венчается небо. Действительно, воспеваемый поэтами и авторами прозаических сочинений Зевс возносит наш разум к Богу. (102, 1) Демокрит представляет это так: «В самом деле, мало на свете людей, которые возносят свои руки к тому, что эллины ныне называют воздухом, и говорят: все Зевс обсуждает369 и все знает, и дает, и отнимает, и царит надо всем». (2) Пиндар же Беотиец в иносказательной форме – ведь он был пифагорейцем – говорит370: Один род людей и богов,