Поэты о сотворении человека
(4) Что же касается сотворения человека из праха, то философы постоянно говорят о теле, как имеющем земляную природу. (5) Гомер, не сомневаясь, произносит такое проклятие358:
Да станьте вы все водою и грязью!
(6) Так же говорит и Исаия: «И нога ваша пусть попирает их как грязь».359
(100, 1) А Каллимах пишет ясно360:
Было это во времена, когда птицы,
и морские твари, и четвероногие
произносили звуки, как глина Прометея.
(2) И снова:
Если и ты создан Прометеем,
то не иначе как из той же глины.
(3) Гесиод же говорит о Пандоре361:
Славному отдал приказ он Гефесту, как можно скорее
Землю с водою смешать, человеческий голос и разум
внутрь заложить
Символизм огня, воды н земли
(4) Природу стоики определяют как «творческий огонь, последовательно идущий путем порождения».362 В Писании, соответственно, Бог и его Логос аллегорически названы «огонь и свет».363
(5) И Гомер в мифе о разводе Тифии и Океана не представил ли отделение воды от земли и образование суши? Он говорит364:
Долго любезные сердцу, объятий и брачного ложа,
долго чуждаются боги...
О богословии поэтов и философов
(6) Пойдем далее. Наиболее разумные из эллинов приписывали Богу провиденциальную силу. Например, Эпихарм (а он был пифагорейцем) говорит365:
От Бога ничего не утаить, должно тебе это знать.
Он надзирает за нами и нет для него невозможного.
(101, 1) Или лирический поэт366:
Бог может из непроглядной тьмы ночи
извлечь ничем не запятнанный свет,
а из темной туманной мглы – чистое сияние дня, –
Тем самым он говорит, что только Бог может сотворить ночь среди бела дня. (2) Арат же в поэме О Явлениях выразился так367:
Скажем сначала о Зевсе.
Пусть же ни один смертный не дерзнет оставить
его имя неупомянутым. Все полно Зевса, все улицы,