KLHMENTOS

Станем ли мы, эллины, рабами варвара?85

(6) Фразимах же в речи к Ларисианам говорит: «Что же? Мы станем рабами Архелая? Греки – рабами варвара?»86

(17, 1) Орфей сочинил:

Смерть душе – вода, но водам она возмещенье,

а из воды – земля, из земли же вода вновь родится,

а из воды – душа, что весь эфир обегает.87

(2) Гераклит же из этих строк составил такое высказывание: «Душам смерть – воды рожденье, воде смерть – земли рожденье, из земли вода рождается, а из воды – душа».88

(3) Атамант пифагореец сказал: «Нерожденных начал и корней всего – четыре: огонь, вода, воздух, земля. Из них произошло все остальное.»89 (4) А Эмпедокл из Акраганта сочинил: Услышь сначала, что есть четыре корня всего: огонь, вода, земля и беспредельный, ввысь устремленный эфир. Из них – все, что было, что есть и что будет.90 (4) Платон сказал: «Боги, зная людей, тех скорее забирают из жизни, кого ценят более.»91 (6) Согласно же Менандру: Богов любимец умирает юным.92 (18, 1) Еврипид в Эномее написал: По явному судим о смутном. (2) и в Фениксе: Смутное легко улавливается в явлениях.93 (3) А Гиперид вторит ему: «То, что неявно, надлежит узнавать из знамений и исследования вероятного.»94 (4) Исократ также полагал, что надлежит узнавать о будущем по знакам из прошлого.95 (5) И Андокид не сомневается в том, что «полезно знамения прошлого использовать для познания будущего».96 (6) Феогнид сочинил следующие стихи: Золото ль, Кирн, серебро ли фальшиво – беда небольшая, да и сумеет всегда умный подделку узнать. Если ж душа человека, которого другом зовем мы, лжива и прячет в груди сердце коварное он, – самым обманчивым это соделали боги для смертных, и убеждаться в такой лжи нам всего тяжелей.97 (7) А Еврипид пишет: О Зевс, о бог, коль ты для злата мог поддельного открыть приметы людям, так отчего ж не выжег ты клейма (xarakth\r) на подлеце, чтобы в глаза бросалось?98 (8) Но и Гиперид говорит, что «ни один из знаков на лице не отражает мысль человека».99 (19, 1) И еще. Стасин сочинил: Глупец тот, кто, убив отца, детей не тронул.100 (2) Ксенофонт же пишет: «И я, кажется, поступил подобно тому глупцу, который, убив отца, не тронул детей.»101 (3) Софокл в Антигоне пишет: Но раз в Аиде и отец, и мать, другого брата не найти мне боле.102 (4) Геродот говорит: «Поскольку у меня нет более ни отца, ни матери, то братьев у меня не будет.»103 (5) Добавим к этому сочиненное Теопомпом: Слово верное – дважды старики дети.104 (6) О том же пишет и Софокл в Пелее: Пелея Эакида я одна на склоне лет его оберегаю сиделкой верною. Ведь правду говорят: обратно в детство возвратился старец.105 (7) Ритор Антифон говорит: «Кормление стариков во всем подобно кормлению детей»106. (8) Но и философ Платон так же: «Старик, очевидно, во второй раз становится ребенком»107. (20, 1) Далее. Фукидид сказал: «Одни мы при Марафоне дали отпор», (2) а Демосфен ему вторит: «...ими, кто в одиночку дали отпор при Марафоне»108. (3) Не стоит пропускать также и следующее. Кратин в Питине сказал: Приготовленья, вероятно, вам известны.109 (4) Ритор Андокид говорит так: «Приготовления, о справедливые судьи, и стремления наших врагов, – вот практически все, что вы знаете». (5) Подобным же образом и Никий в поручительской речи за Лисия говорит: «Приготовления и устремления противников вы видите, праведные судьи». (6) Но так же и Эсхин: «Приготовления видите, мужи Афиняне, и построение к битве».110 (7) И еще. Демосфен сказал: «О, мужи Афиняне, сколько стараний и сколько притязаний вовлечены в эту борьбу, каждый из вас, я думаю, понимает». (8) Филин же говорит: «Сколько стараний и сколько приготовлений к бою совершены для этой борьбы, ни от кого из вас, я думаю, не ускользнуло.»111