KLHMENTOS

Станем ли мы, эллины, рабами варвара?85

(6) Фразимах же в речи к Ларисианам говорит: «Что же? Мы станем рабами Архелая? Греки – рабами варвара?»86

(17, 1) Орфей сочинил:

Смерть душе – вода, но водам она возмещенье,

а из воды – земля, из земли же вода вновь родится,

а из воды – душа, что весь эфир обегает.87

(2) Гераклит же из этих строк составил такое высказывание: «Душам смерть – воды рожденье, воде смерть – земли рожденье, из земли вода рождается, а из воды – душа».88

(3) Атамант пифагореец сказал: «Нерожденных начал и корней всего – четыре: огонь, вода, воздух, земля. Из них произошло все остальное.»89 (4) А Эмпедокл из Акраганта сочинил:

Услышь сначала, что есть четыре корня всего:

огонь, вода, земля и беспредельный, ввысь устремленный эфир.

Из них – все, что было, что есть и что будет.90

(4) Платон сказал: «Боги, зная людей, тех скорее забирают из жизни, кого ценят более.»91 (6) Согласно же Менандру:

Богов любимец умирает юным.92

(18, 1) Еврипид в Эномее написал:

По явному судим о смутном.

(2) и в Фениксе:

Смутное легко улавливается в явлениях.93

(3) А Гиперид вторит ему: «То, что неявно, надлежит узнавать из знамений и исследования вероятного.»94 (4) Исократ также полагал, что надлежит узнавать о будущем по знакам из прошлого.95 (5) И Андокид не сомневается в том, что «полезно знамения прошлого использовать для познания будущего».96

(6) Феогнид сочинил следующие стихи:

Золото ль, Кирн, серебро ли фальшиво – беда небольшая,

да и сумеет всегда умный подделку узнать.

Если ж душа человека, которого другом зовем мы,

лжива и прячет в груди сердце коварное он, –

самым обманчивым это соделали боги для смертных,

и убеждаться в такой лжи нам всего тяжелей.97

(7) А Еврипид пишет:

О Зевс, о бог, коль ты для злата мог

поддельного открыть приметы людям,

так отчего ж не выжег ты клейма (xarakth\r)

на подлеце, чтобы в глаза бросалось?98

(8) Но и Гиперид говорит, что «ни один из знаков на лице не отражает мысль человека».99

(19, 1) И еще. Стасин сочинил:

Глупец тот, кто, убив отца, детей не тронул.100

(2) Ксенофонт же пишет: «И я, кажется, поступил подобно тому глупцу, который, убив отца, не тронул детей.»101

(3) Софокл в Антигоне пишет: