***

Самое же главное чудо сороковых годов очевидно и неоспоримо: наша Родина выстояла и победила. Как сказал маршал Язов, - «войну выиграли безбожники, но с помощью Божьей».

1 Ворсина В. Если рассудить здраво // Вечерний Барнаул 5 декабря 2003.

2 Слова новомученика протоиерия Валентина Свенцицкого.

3 В письмах Чайковского это место эротических приключений.

4 Приоритетная цель создания еврейских школ в России видится евреям в "облегчении адаптации ребенка при эмиграции на историческую родину"; 87 процентов общеобразовательных еврейских школ считают эту задачу самой важной (см. Собкин В. Еврейские школы в Москве (по материалам экспертного опроса) // Вестник еврейского университета в Москве. N.3. М.,-Иерусалим, 1993. сс. 20-21).

5 Из воспоминания экскурсовода Эрмитажа: «У Мадонны Бенуа. Группа из Москвы. – Вот вы тут говорили о трагическом будущем этого Младенца. А что с Ним случилось? – Когда Он вырос, Его распяли. – А, спасибо». «А скажите, почему эту Мадонну всегда делали с маленьким мальчиком и никогда с маленькой девочкой?» (www.litera.ru/slova/razumovskaya/metrazh.html). 6 Плоха не сама книжка про Гарри Поттера, а коммерческий культ, создаваемый вокруг нее. 7 См. Корнев В. И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии. М., 1987. Сс. 186-187. Или: «Проповедники индуизма неоднократно увлекали верующих в свои храмы, буддисты жаловались властям, и те силой возвращали колеблющуюся паству и ее подношения в буддийские монастыри» (Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М., 2001, с. 346). «Представители буддийских толков, не согласные с царским пониманием слова Будды, вернее, несогласные с буддийскими наставниками царя, выселялись из монастырей и лишались его расположения в соответствии с Сарнатхским колонным указом» (Там же, с. 426). Из современности: согласно закону Монголии 1993 г. «Об отношенииях между церковью и государством», «государство обеспечивает господствующее положение буддийской религии в Монголии» (ст. 4,2), «пропаганда какой-либо религии, организованная из-за границы, запрещается» (ст. 4,7) «запрещено проводить деятельность, чуждую традициям и обычаям монгольского народа»! (ст. 7,5) (см. НГ-религии 21 мая 2003). 8 Мау В. А. Стратегические вызовы современной России сквозь призму христианского учения // Церковь и время. М., 2005, № 1 (30), сс. 48. Со ссылкой на: Руссо Ж.-Ж. Избранное. М., 1996. С. 34. 9 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990, сс. 80-81. 10 Там же, с. 89. 11 Мау В. А. Стратегические вызовы современной России сквозь призму христианского учения // Церковь и время. М., 2005, № 1 (30), сс. 45, 52, 49. 12 О религиозных симпатиях «западника» Чубайса можно судить по такому эпизоду: «Анатолий Чубайс и ольхонский шаман Валентин Хагдаев познакомились три года назад. Глава РАО «ЕЭС России» сотоварищи путешествовал по Байкалу на джипах и навестил шамана. Чубайс и Хагдаев долго беседовали о нравственности,о традициях бурятского народа и о судьбе России. Теплая встреча завершилась обменом подарками: шаман вручил Чубайсу свою книгу «Шаманизм и мировые религии», а Чубайс Хагдаеву - брелок с надписью «РАО ЕЭС». Разговор с Чубайсом оставил в сердце шамана неизгладимый след. Валентин Владимирович за всю свою шаманскую деятельность успел повидать немало высокопоставленных чиновников, и Анатолий Борисович показался ему человеком высоких моральных устоев и широких интересов, простирающихся далеко за пределы его профессиональной деятельности. Дружба шамана с энергетиками продолжилась. Как-то, будучи в Москве, Хагдаев даже останавливался у сотрудника РАО ЕЭС Алексея Гана и был приглашен в одно из структурных подразделений Единых энергетических сетей России читать лекцию о шаманизме и традициях бурятского народа. А месяц назад Валентину Хагдаеву сообщили, что Анатолий Чубайс приготовил ему подарок. На днях Андрей Кулаков, бывший генеральный директор ОАО Бурят-энерго, а ныне член генерального совета «Деловой России», доставил в Еланцы заветную посылку. Возле дома Валентина Хагдаева остановился автокран, и на землю торжественно спустили доселе невиданную в ольхонских краях машину под названием квадроцикл. Стоит такая чудо-машина около десяти тысяч долларов» (Юлия Улыбина Ольхонский шаман получил подарок от Чубайса // Жизнь. Улан-Удэ 29 июня 2005). 13 «Больше» - потому что я голосовал за него в 1989 году на выборах в Верховный Совет РСФСР. 14 Договор великого князя Тверского Бориса Александровича с великим князем Литовским Витовтом от 3 августа 1422 // Русская Историческая библиотека. Т.22. Дела тайного приказа. кн. 2. Спб., 1908, стб. 13. 15 Ямбаева Р. Землю – народам // Коммерсант 1.4.2004. 16 «Отец Андрей КУРАЕВ: Я думаю, что Церковь учла уроки прошлого, она не собирается становиться государственной Церковью, Церковью по обязаловке. Вопрос идет о том, чтобы нравственные ориентиры, нервные периферии, которая своя немножко у каждого человека, у каждой национальности, у каждой культуры, у каждого религии чуть по-разному конфигурация точек боли, точек радости. И вот мы бы хотели, чтобы эта аксиология, система ценностных ориентиров, которая присуща религиозным людям, чтобы она учитывалась и государством. Вот мы видели недавно, мужикам России стало больно от разгрома нашей футбольной сборной и это на государственном уровне, в Государственной Думе обсуждается. Правильно. То, что больно людям, должно привлекать внимание государственных людей. ВЕДУЩИЙ: Вы сравниваете Церковь с футболом? Отец Андрей КУРАЕВ: Есть люди, и там, и там люди. У церковных людей свои поводы для боли» (http://www.1tv.ru/owa/win/ort6_main.main?p_news_title_id=71073&p_news_razdel_id=102&p_pagenum=1). 17 Мамонтов А. Сейчас предгрозовое время // Собеседник., 2005, № 16.