E. Sirin ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
После того как Фессалоникийцы получили Первое послание и про­читали среди народа, как повелено было им (1Фес.5:27), праздные ревнители суетного вместо того, чтобы трудиться и есть по заповеди, им данной (2Фес.3:10), еще более стали прельщать и соблазнять ближних своих, дабы тех, которые отторгнуты были от отступничества (в вере)

и из колена Иуди­на, – не в необрезании, а в обрезании, дабы под предлогом своего про­исхождения и обрезания пленить народ (Израильский), который ожи­дает его пришествия именно в таком виде. Кроме того, назвал его сы­ном погибели, самого человека именуя сыном погибели, то есть сыном диавола губителя. (Ст. 4). Который противник есть, – то есть вышних и низших и Господа всяческих, – который, говорит, превозносится не над теми, но над всем, что по имени только называется Богом или почитается. Сам он почитает Бога (истинного)

, дабы привлечь к себе распявших, и хулит и уничижает все, что называется (только) богом или почитается, чтобы тем можно было пленить ум истинных поклонников. Таким образом он явится и взойдет в храм Божий, чтобы сесть внутри и именно – в церкви Божией. Он не отклоняет (не отклонится) в другое какое-либо общество из еретических сект, чтобы не узнали его, но с презрением отвергает все культы (ложные), чтобы можно было пленить Церковь.

Поэтому-то и взойдет он в самый храм Божий, что­бы сесть и показать себя, что он есть как бы Бог. Каким же образом он покажет, что есть Бог истинный? Кроме славы и чести, коими будет облечен, он еще более покажет это посредством той вражды, которую будет вести против еретических сект. Так как он не будет склонять к какой-либо ереси, то благодаря своей (притворной)

любви к чадам Церк­ви заставит думать, что любит их, как истинных (чад Церкви), и в храм их придет и сядет, как в храме истины, дабы показать, что он есть Бог. Он порицает лицемерие в притворстве (притворно) и надевает личину истины в коварстве (коварно). Он так искусно будет притворяться, что пленит народ посредством плотских предметов и будет управлять Цер­ковью под личиной истины. (Ст. 5).

Не помните ли, говорит, что когда еще я был у вас, это гово­рил вам? Отсюда можешь видеть, что еще за много времени до того Фессалоникийцы были научены высказанному в этих словах. (Ст. 6). Теперь же, говорит, вы сами знаете, что содействует тому, чтобы он открылся в свое время: так как превозмогло апостольство и после него будет распространяться учение до дня, в который Сын от­кроется в свое время. (Ст. 7-8).

Ибо тайна беззакония уже начала действовать, – уче­ние доселе еще не вошло (во всех), и апостольство, даже доселе еще не прекращаясь, уже процвело и возымело силу. Однако доколе тот, кто удерживает теперь, не возмется от среды, – беззаконник не от­кроется. Как бы поспешал Господь наш пришествием Своим на Суд всех народов, так как доселе не благовествовано народам (всем).

Но и первый культ еще не кончился, когда сам храм стоит, доселе прино­сятся жертвы и обрезание распространяется, а церковь еще не постро­ена, ибо и сами апостолы ходили в храм для молитвы (Деян.2:46. 3:1. 5:20. 22:17), хотя, собираясь на вечерю, преломляли хлеб (Деян.2:46, 20:7). Если таким образом храм со своими службами стоял в полном украшении, то церковь еще как бы не начиналась (не была построена)

, хотя и была основана; ибо когда упразднится дом тот, и его жертво­приношения будут иметь конец, тогда наступит начало проповеди Евангелия. Итак, если Евангелие не пришло, поскольку ветхое служе­ние держится доселе, то каким образом, прежде чем проповедано новое служение, и ветхое еще не прекратилось, откроется Он для воздаяния тем, кои не послушались (слова Евангельского), когда доселе еще Он не был им благовествован? И что тогда будут значить слова: идите ко всем народам и учите (Мф.28:19-20), или: прежде проповедано будет, то есть прежде откровения антихриста возвещено будет Евангелие то по всему миру (Мк.13:10 и Мф.24:14)? Итак, пока не упразднится древнее богослужение, которое теперь удерживает через уготованное уже разрушение города (Иерусалима), и пока не удержится притом апо­стольство, которое теперь проповедует, и после него не распростра­нится учение, – дотоле не придет день Господень, о котором те лжи­вые соблазнители проповедуют вам, что он уже настает теперь. Но как существовало время Ветхого (Завета), и не прешло пророчество, ни огонь, ни жертвоприношение, ни рог помазания, доколе (не) при­шел Христос, – так ничто не может остановить время проповеди Но­вого (Завета), пока не совершится, как и совершается, то, что должно предшествовать по времени. Поэтому, пока апостольство не совершит данное ему призвание: идите ко всем народам (Мф.28:19), и (пока) не распространится учение (Христово), и не окончится также и его вре­мя, и не усовершатся люди через проповедь апостолов и через учение священников, – только тогда, наконец, попускается отступнику прийти для испытания достоинства людей. (Ст. 8). Но не очень много продолжаются искушения его, так как тотчас после него откроется Господь наш, дабы благодаря его чудесам и знамениям и искусным злоухищрениям не лишилась земля избранни­ков и праведников: ибо сам Господь наш истребит его откровени­ем пришествия Своего. (Ст. 9). И притом его (отступника) пришествие есть во всякой силе и знамениях и различных чудесах ложных. Когда апостол говорит, что придет он со всякой силой и знамениями, то никто не должен думать, что есть такие знамения призрачные и обманчивые, которых он не мог бы совершить, как египетские волхвы при Моисее (Исх.7:11), – даже более, чем они, покажет он знамений. (Ст. 10). И во всяком обольщении неправды придет он, дабы погу­бить, – не верующих, так как их предупредит имеющий к ним прийти Благодетель, но тех, кои не приняли слово истины, то есть распинате­лей, поскольку не пожелали принять Евангелие, которое обретает по­гибших. (Ст. 11). Посему, говорит, пошлет им Бог лживую силу, так что поверят обману, то есть попустит Бог прийти тому, кого они ожидают. (Ст. 12). Поскольку они не веровали истине, чтобы спастись, то уве­руют обману, чтобы погибнуть. Не в пришествие Его погибают распи­нающие, чтобы воспрепятствовать и не приходить, ибо прежде прише­ствия подверглись погибели за то, что хулили и ругали Того, Кто при­шел для спасения мира.